Масштабная конструкция на реке Свирь, полу?заброшенный Подпорожский речной порт

10.02.2018

На реке Свирь, между поселком Важины и поселком Никольское, находится очень масштабный и завораживающий объект, который проезжающие на пассажирских судах туристы не всегда могут опознать. Мы и сами не сразу поняли, что это такое.

Это Подпорожский речной порт — крупнейший промышленный объект Свири (наряду с двумя Свирскими ГЭС) и один из самых больших речных портов Северо-Запада России.

Еще в петровские времена, когда начали строиться Ладожские каналы и верфи, возникла необходимость в обслуживании водного пути по маршруту: Шлиссельбург, Пела (Отрадное), Новая Ладога, Свирица, Лодейное Поле, Подпорожье.

План ГОЭЛРО стимулировал развитие новых социалистических городов – Кировск, Волхов, Сясьстрой, Свирьстрой, а растущие потребности Санкт-Петербурга в стройматериалах и изделиях деревообработки активизировали развитие городских поселений в районах нахождения природных строительных материалов.

При наличии единой глубоководной транспортной сети европейской части СССР и развитии перевозок на судах «река-море» новый порт был необходим как связующее звено между речным и железнодорожным транспортом в Ленинградском промышленном районе.

Так было принято решение о строительстве порта на Свири. Началось оно с того, что в марте 1981 году на правом берегу реки Свирь вблизи поселка Важины на 1055-м километре Волго-Балтийского водного пути были начаты работы по строительству перевалочного речного порта с грузовым оборотом 3330 тыс.т.

Порт предназначался для перегрузки каменного угля, серного колчедана, лесных и минерально-строительных материалов.  Построен он был в 1986 г.

Участок  между Онежским озером и Финском заливом (река Свирь, Ладожское озеро и река Нева) составил часть Волго-Балтийского водного пути, проходящего по территориям Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Помимо Подпорожского порта на этом участке стал функционировать Санкт-Петербургский речной порт, Пассажирский порт в Санкт-Петербурге, а также Ленинградский речной порт в городе Отрадное на реке Неве при впадении в нее реки Тосно.

Подпорожский порт стал самым большим речным портом Северо-Запада РФ, переваливающий более 3 млн. тонн в год навалочных, насыпных и пакетированных грузов.

У порта имеется причал длиной 640 м, территория более 32 га, 22 мостовых крана грузоподъемностью по 16 тонн, более 4 км ж/д путей. Все это позволяет обрабатывать одновременно до пяти теплоходов, и производить разгрузку/погрузку теплоходов, вагонов и автотранспорта по "прямому варианту". Энерговооружение мощностью 5,7 МВт позволяет разместить на территории различные производства.

Еще несколько лет назад порт находится на грани банкротства и, кажется, таки в 2014 году он обанкротился. Что сейчас происходит с ним, нам не известно, новостей об этом нигде не публикуется.