sevprostor
102 121 subscriber

Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.

5,5k full reads

Руны у многих ассоциируются с архаикой, с чем-то очень и очень древним. Причем, если у людей спросишь, что такое руны, они скажут, что это письменность. В первую очередь, древних германцев, но также были болгарские, венгерские, кёк-тюркские руны.

Руны (символы) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости; они имеют специфическую угловатую форму, приспособленную для высекания и вырезания. После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей.

Скандинавская руническая надпись на амулете из Старой Ладоги
Скандинавская руническая надпись на амулете из Старой Ладоги

Тем не менее, рунами также зовутся эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других прибалтийско-финских народов. Происходят эти песни от древних мифов о сотворении мира. Вплоть до ХХ века существовала целая профессия — рунопевцы.

Автор фото Леонид Леонидович Капица, АКССР. Ухтинский р-н, д. Каменное озеро. 1927. Карелы. Фотоархив РЭМ
Автор фото Леонид Леонидович Капица, АКССР. Ухтинский р-н, д. Каменное озеро. 1927. Карелы. Фотоархив РЭМ

Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карел, ижор, ингерманландцев и финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле, каннеле и подобных инструментах.

Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.
Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.
Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.

Из рун собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил карело-финский эпос «Калевала» (в 19 веке он ездил по Карелии, общался с рунопевцами, и записывал их руны). Также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».

После Лёнрота многие финские исследователи увлеклись рунами, и вслед за ним, уже в конце 19, первой половине 20 века отправлялись путешествовать по Карелии в поисках не записанных рун.

Руны финны пытались собирать даже во время оккупации Карелии, когда с 1941 по 1944 годы занимали местные деревни, и опрашивали местных жителей об их культуре, досконально все фотографируя и записывая руны, которые те пока еще помнили.

Павел и Трифон Сергейев, Ухта
Павел и Трифон Сергейев, Ухта

Почему руны так интересовали именно финнов? Потому что финны считали, что культура карелов и финнов практически идентична. При этом финны многие стороны своей культуры к 19 веку не сохранили, а у карел древняя культура не только сохранялась, но и была совершенно живой, встроенной в их быт.

Если вам интересна эта тема, то вот тут, у меня на сайте, можно почитать кое-что о том, как финны в Карелии свою национальную идентичность искали.

Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.
Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.

Интересно, что рунопевцами были мужчины, а сказителями зачастую - женщины.

И, видимо, это надо пояснить, а то в комментариях недопоняли - руны пели угро-финны. А вот сказителями были русские.

Сказительница Мария Дмитриевна Кривополенова, и Борис Шергин
Сказительница Мария Дмитриевна Кривополенова, и Борис Шергин
Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.
Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.
Семья сказителей Рябининых. Фотография сделана московской экспедицией Государственной академии художественных наук. Начальник экспедиции — профессор Юрий Соколов. 1926 год Рябинины: Марфа, Алексей Михайлович, Ольга Ивановна, Анна Михайловна, Кирик Гаврилович, Василий Михайлович, Михаил Кирикович, Татьяна, Марья Кириковна (Сарафанова), Агропена Петровна.
Семья сказителей Рябининых. Фотография сделана московской экспедицией Государственной академии художественных наук. Начальник экспедиции — профессор Юрий Соколов. 1926 год Рябинины: Марфа, Алексей Михайлович, Ольга Ивановна, Анна Михайловна, Кирик Гаврилович, Василий Михайлович, Михаил Кирикович, Татьяна, Марья Кириковна (Сарафанова), Агропена Петровна.

Сказ это - не обязательно повествование на некую тему; это могло быть целое представление: «живая, подвижная деятельность, образуемая голосом, артикуляцией, интонацией», с присоединением жестов и мимики. Причем, сказ ведется не от своего лица.

Это «двуголосое» повествование от лица персонажа-рассказчика, построенное на «чужом слове», соотнесенном со словом авторским, с установкой на театрализованное воспроизведение устного, разговорного монолога героя-рассказчика, ориентированного на слушателя.


Также сказ, как я понимаю, отличается от рун тем, что сказ - не имел музыкального сопровождения.

Пример руны (Калевала):

"Я, бывало, слышал речи,
Слышал, как слагались песни.
По одной идут к нам ночи,
Дни идут поодиночке
Был один и Вяйнямёйнен,
Вековечный песнопевец
Девой выношен прекрасной,
Он от Ильматар родился".

Пример сказа (Кривополеновой):

"В солнце знаменье страшное,
В полночь звёзды хвостатые,
Пред зарями земля тряслась,
Шла Орда на святую Русь.
На Руси петухи поют,
Не спит Рязань полуночная,
По стенам не спят караульщики,
По угольным башням дозорщики…"

В наше время сказительниц и рунопевцев не осталось. Кто-то, может, пытается воссоздать те традиции, и петь руны, или слагать сказы, но очевидно, живая традиция уже прервана. И тем не менее, все это не архаика, а недавнее устное творчество, ушедшее от нас лишь в ХХ веке.