Необычное отношение юкагиров к добрачным связям

Юкагиры — народ, проживавший в северо-восточной Сибири. Традиционно они занимались рыболовством, оленеводством и охотой. Здесь я хочу рассказать об их нестандартном отношении к девственности и добрачным связям. Тем более это, на мой взгляд, может быть интересно, потому что такие особенности социальной жизни были распространены далеко не у всех коренных народов севера. То есть юкагиры в этом плане имели достаточно специфический семейный уклад.

Итак, свидетельства об этом можно почерпнуть из монографии этнографа В. И.  Иохельсона "Юкагиры и юкагиризированные тунгусы", написанной им в самом начале прошлого века.

По его наблюдениям:

Идеал чистоты, верности и постоянства юкагирских женщин не включал в себя понятия девственности, т.е. девственная чистота не ценилась в принципе. Молодой человек не интересовался прошлым своей возлюбленной и по отношению к прошлому не было ревности. Ревновали только в настоящем.

Отношения между парнями и девушками начинались рано: с шестнадцати или семнадцати лет у юношей с девушками такого же возраста или даже моложе.

Юкагирские девушки
Юкагирские девушки

Когда у девушки начиналось половое созревание, она получала отдельную спальную палатку в чуме. С этого момента на нее накладывались определенные ограничения или табу.

Возмужалость юноши признавалась с того момента, когда он начинал охотиться за оленем, лосем или медведем, и принимал участие в экспедициях взрослых охотников.

После этого юноши могли ходить по ночам в спальные палатки девушек. А девушка, получившая отдельную спальную палатку, могла свободно принимать посетителей.

Неженатые молодые люди редко проводили ночь дома. Когда огонь в очаге потухал, девушки удалялись в свои спальные палатки, а юноши оставляли родительский чум и пробирались к соседским девушкам. Они входили к ним, не раздвигая занавеску, служащую дверью, а приподымая край покрытия чума у того места, где находилась спальная палатка девушки.

Конечно, в большинстве случаев эти посещения были основаны на влюбленности молодых людей, но при этом были не редки случаи неверности. Вакантное место юноши, ушедшего на охоту или рыбную ловлю, почти тут же занималось другим. А если вернувшийся юноша заставал в спальной палатке своей возлюбленной соперника, то он заставлял его выйти на единоборство. Победитель возвращался к девушке, а побежденный отправлялся домой.

В древние времена, говорят предания, юноши-соперники уходили далеко от чумов и боролись до тех пор, пока один из них не падал мертвым. Нередко друзья молодого человека помогали ему бить соперника, узнав, что тот приходил в его отсутствие.

Если вам интересна тематика Арктики и путешествий по русскому Заполярью, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Или на группу в ВК, инстаграм, либо ютуб.