Очередное испытание: осваиваем марины (яхтенные стоянки) в Швеции

21.06.2018

Для многих этот вопрос, возможно покажется глупым, но вот нам, людям привыкшим путешествовать исключительно по русской ненаселенке, где почти нет ни людей, ни какой-то инфраструктуры – стоянка в марине показалась настоящим экстримом. Возможно, данный опыт и окажется полезным для тех, кто вдруг соберется из милых нашим сердцам полярных пустошей в теплую густонаселенную Европу. Разумеется, что речь пойдет о Швеции.

Марина
Марина

Итак, собственно, южное шведское побережье, по которому мы пока прошли (от Гетеборга до Роннебю) с точки зрения русского парусного туриста представляет собой один сплошной город с предместьями. Глядя на карты я думал, что Балтийское море является этаким скоплением пустынных фьордов. Но нет, тут пока что такого мы не видели в принципе – всюду вы будете встречать жилье и несусветные толпы народу; постоять в одиночестве и решить ваши бытовые проблемы привычными способами у вас не получится.

Даже просто так взять и набрать пресной воды из лужи здесь невозможно, так как климат на шведских побережьях очень сухой. Соответственно, и озера с ручьями вам нигде не встретятся. Сжигать свой мусор здесь нельзя. Оставлять лодку просто так тоже опасно. И единственно правильным вариантом для пополнения запасов воды, избавления от мусора, и вообще оставления лодки с целью посещения магазина и прогулок по окрестностям, в этих местах является марина.

Кроме того, например, западная сторона Швеции совершенно не изрезана и укрыться там по большей части негде кроме этих пресловутых марин. Стоянки построены в любом более-менее удобном заливе и у вас просто не будет никаких вариантов, кроме как раскошелиться, чтобы переждать непогоду.

Марина же защищена волнорезами и там лодке абсолютно ничего не грозит. Она представляет собой искусственную или естественную бухту, отделенную от моря. Там всегда очень тесно, поэтому бесплатно стоять на якоре внутри не получится.

Что касается стоимости. В редких случаях марины бывают бесплатными муниципальными, но в среднем их цена за сутки составляет от 100 до 300 шведских крон (это примерно от 800 до 2500 рублей) в зависимости от понтовости стоянки.

Итак, как выглядит стоянка в марине

Вход в марину
Вход в марину

Когда вы, заранее обвешавшись кранцами, зашли внутрь, вам просто нужно идти на первое же свободное место и швартоваться там. Как определить, свободно ли место? Все очень просто! Так как марины очень хорошо оборудованы, на каждом стояночном месте висит специальная перекидная бирка: красная – занято, зеленая – свободно. Ну, просто может случиться такое, что человек, проплативший стоянку, куда-то ненадолго ушел, и в этом случае на его месте будет висеть красный прямоугольничек.

Лодки в марине, большинство принадлежат местным жителям и стоят тут почти круглый год
Лодки в марине, большинство принадлежат местным жителям и стоят тут почти круглый год

Итак, вы видите перед собой свободное место с зеленой бирочкой. Что делать дальше? Не надо ничего стесняться. Марина – это, как я говорил, просто платная стоянка, и она специально сделана для того, чтобы такие как вы останавливались в ней и платили свои денюжки. И все сделано так, чтобы в швартовке смог бы разобраться даже ребенок. Швартовка в маринах осуществляется двумя способами – носом или бортом. Русскому человеку, привыкшему к раздольной русской лодочной жизни, привычнее швартоваться бортом.

В Швеции же всегда очень тесно, и потому тут чаще практикуется швартовка носом, которая так же осуществляется двумя разными способами. Либо один кормовой швартов вяжется за мертвяк с буем, и любое количество швартовов потом крепится к бону с носа, либо два кормовых швартова вяжутся к специальным столбам, и еще два носовых – так же к бону. Стоять на мертвяках я не пробовал. Я лишь один раз швартовался к столбам, и один раз – бортом. Где и как надо швартоваться вы всегда без проблем увидите по оборудованию. Ну напротив места, в котором вы хотите встать, будет стоять либо буй, либо там будет просто стенка или бон, либо столбы, либо специальные балки. Плюс к тому там будет стоять целая толпа других лодок.

Итак, столбы. Места тут разгорожены тросами, а потому столкнуться с соседними лодками, угодив в свою ячейку, будет непросто. Я надеюсь, что у вас уже заготовлены все необходимые веревки. Еще при заходе в ячейку вам надо накинуть петли кормовых швартовов на столбы, а потом аккуратно подойти к бону. Дальнейшее и так понятно.

Что делаем дальше? Дальше нам нужно оплатить нашу стоянку, и здесь все так же просто, вам даже не потребуется общаться с людьми. Необходимо выйти на берег и поискать домик с надписью «Hamnkontor». Это администрация марины, и на ее стенке на улице должен висеть автомат для оплаты. Выбираем на экране английский язык, пункт с размерениями нашей лодки, указываем потребное количество дней, пихаем в щель банковскую карту, оплачиваем. Вот и все!

Автомат в ответ выдает чек и самоклеющуюся бирку, которую нужно приклеить на леер. По ней сразу будет видно, что стоянка лодки оплачена и вопросов к вам не возникнет.

Желтая бирка
Желтая бирка

Ну а теперь про блага цивилизации. Душ и туалет имеют кодовые замки, код от которых указывается на чеке.

Домик с туалетом, душем, местом для отдыха. Иногда туалеты стоят отдельно -в разных маринах по-разному.
Домик с туалетом, душем, местом для отдыха. Иногда туалеты стоят отдельно -в разных маринах по-разному.

Прачечная чаще всего где-то рядом, но попасть туда не всегда легко, например, иногда надо взять ключ от помещения со стиральными машинками у харбормастера.

Офис харбормастера
Офис харбормастера

Вода есть в кранах со шлангами, которые с равными промежутками и в большом количестве стоят на бонах. Электричество, как правило, включено в стоимость стоянки, и колонки с ним установлены так же, как и краны с водой.

Кран со шлангом у пирса
Кран со шлангом у пирса

Единственный нюанс в том, что для подключения обычного удлинителя потребуется специальный адаптер, который продается в яхтенных магазинах. Ну вот, собственно, и все. Можно стоять, уходить с лодки в город пьянствовать и вообще полностью расслабляться.

Электрощиток
Электрощиток

В заключение скажу, что сутки здесь считаются с 12.00 до 12.00, то есть приходить в 11 утра и бежать оплачивать стоянку будет неразумным. Воду можно набирать и просто так, не вставая в саму марину, а просто наведавшись туда на тузике с канистрами. Так же во многих маринах имеются колонки с топливом, это весьма удобно.

Ну и вот, очень удобный сайт со всеми шведскими маринами - http://www.svenskagasthamnar.se. Тут сразу можно увидеть не только цену за сутки, но и предлагаемые услуги (душ, стирка, электричество, wi-fi и т.п.)