Военные операции на байдарках

10.02.2018

Мало кто знает, но байдарки могут использоваться не только для охоты, транспортировки грузов или туризма, но и в военных целях. Например, чукчи издревле были очень воинственным народом.

Набеги и перемещение по морю производились на байдарах – лодках из нескольких моржовых кож, натянутых на деревянный (еловый или сосновый) каркас. Длина охотничьей байдары, в которой обычно размещалось восемь человек, была 6-10 м, ширина – 2-3м, а грузоподъемность – 4 т.

Приморские жители использовали во время военных действий и каяки – однолючные байдарки для одного человека. Их длина была 1,8 м, ширина 70 см, высота до центрального обруча – 20 см. Эта типично охотничья лодка могла лишь по случаю применяться в военное время.

Поскольку в ней гребец держал двухлопастное весло двумя руками, то с нее было неудобно сражаться, и для боя воин стремился спешиться. Есть очень интересная работа Нефедкина А.К., посвященная чукотским войнам. Она так и называется "Военное дело чукчей". Более подробно про чукотские войны можно почитать там.

Благодаря своей быстроходности, легкости и малозаметности, применялись байдарки для войны не только чукчами, но и британскими и австралийскими подразделениями специального назначения.

Байдарки использовались морским подразделением для поведения специальных разведывательных операций, специализирующихся на сборе информации, наблюдении, подводных атаках и диверсиях в таких европейских странах, как Италия, Франция, Англия и т.п. Подобные суда назывались «Cockleshell Canoes» - ракушка.

Например, в декабре 1942 году в порте Бордо оккупированной Франции был проведен ряд операций на пяти специализированных военных каноэ. Десять бойцов на пяти лодках успешно потопили один корабль и нанесли серьезный ущерб четырем другим, а также на месяц приостановили работу самого порта.

Задача команды была проста – уничтожить как можно больше кораблей противника. Рейд бомбардировщиков привел бы к огромным жертвам среди мирного населения, поэтому было решено использовать средства морских диверсантов на каноэ.

Обучение бойцов заняло несколько месяцев. В подготовку входило изучение района боевых действий, скалолазание, управление каноэ в шторм и при иных неблагоприятных погодных условиях, длительные водные переходы, маскировка, минирование и изучение французского языка. В специальном бассейне бойцы отрабатывали навыки минирования железной плиты, изображающей вражеский корабль.

7 декабря 1942 года операция началась. Подводная лодка выгрузила каноэ у побережья Бискайского залива. Шесть групп по два человека должны были пройти около пяти миль от устья реки Жиронда, дойти до гавани, заложить там мины, уйти в сторону Испании и оттуда добраться до Англии.

К сожалению, не все пошло так гладко, как предполагалось. Одно каноэ, в процессе выгрузки было повреждено и его пришлось возвращать на борт корабля. Остальные пять лодок, пройдя почти весь путь, почти у самого берега, попали в сильный сулой - столкновение двух течений (морского и речного).

В результате, утонуло две лодки. Осталось только три каноэ, однако до цели дошло только два судна. Подходя к берегу, диверсантам пришлось проплывать мимо трех немецких миноносцев.

Два судна прошли благополучно, однако третье бесследно исчезло. В результате осталось всего лишь четыре человека. В это время немцы уже знали о наличии на реке диверсантов и усилили патрулирование участка. Бойцам приходилось плыть только по ночам, а днем прятаться на берегу. В какой-то момент их заметил часовой, но не подал сигнала тревоги. Вероятно, он принял их за плывущие бревна, так как экипажи в этот момент застыли без малейшего движения.

В итоге диверсанты попали в порт и заложили там мины. У них было всего восемь минут до взрыва, и они успели скрыться. В результате диверсии, четыре судна получили серьезные повреждения. Также были повеждены танкер и сторожевик. Все эти суда не смогли выйти в море в течение нескольких месяцев, в результате чего были сорваны многие стратегические поставки на военные заводы рейха.

Еще одна подобная диверсия произошла в сентябре 1943 года в Австралии. Если интересно, о ней мы писали тут.