Найти в Дзене
Проект SFERA Live

В Санкт-Петербурге создали аккумулятор, который потеснит литийионные, попутно решив проблему быстрой зарядки

Оглавление

Скоро зарядить телефон можно будет в 10 раз быстрее. Этим выгоды от изобретения питерских учёных не ограничиваются. Ведь новые аккумуляторы станут достойной заменой литийионным, использующимся в самых разных сферах, в том числе и в электромобилях. В чём секрет разработки и как скоро она получит широкое применение? 

Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Потребительские выгоды

Минусов у литийионных аккумуляторов хватает. Это и риск возгорания, и снижение ёмкости на морозе. Прибавьте сюда вред для окружающей среды при утилизации батареек — и потребность в новых аккумуляторах станет очевидной. 

Олег Левин, профессор кафедры электрохимии СПбГУ, назвал основной материал для них. Это редокс-активные нитроксилсодержащие полимеры. 

По словам Левина, руководящего разработкой, они отличаются высокой плотностью энергии (количество энергии на единицу объёма) и скоростью зарядки/разрядки в результате окислительно-восстановительных реакций.

Project SFERA Live
Project SFERA Live

Тем временем амбициозный отечественный IT-проект SFERA готовится к релизу. Он совсем скоро. Чтобы узнать подробности, перейдите по ссылке.

Как идёт разработка 

Всё бы хорошо, но учёные столкнулись с серьёзной проблемой. У этих полимеров низкая электрическая проводимость. Как следствие, заряд накапливается плохо. Не спасают даже добавки с высокой проводимостью, такие как уголь. 

Как думаете, что предприняли учёные СПбГУ?

Они синтезировали полимер с необходимыми свойствами. В основе материала лежит комплекс никель-сален (NiSalen). Молекулы этого полимера служат своеобразной сеткой. На ней держатся нитроксильные фрагменты (у них высокая энергоёмкость). 

Благодаря этой структуре и достигаются необходимые свойства. Вот как об этом рассказывает Олег Левин:

«Концепция этого материала возникла у нас в 2016 году. В это время мы начали заниматься фундаментальным проектом «Электродные материалы для литийионных аккумуляторов на базе металлорганических полимеров», поддержанным грантом Российского научного фонда. Когда мы исследовали механизм переноса заряда в этом классе соединений, оказалось, что у них есть два направления развития. Первое — они могут использоваться в качестве защитных слоёв в связке с традиционными материалами литийионных батарей. И второе — они сами могут стать активным компонентом электрозапасающих материалов»
СПбГУ — Project SFERA Live
СПбГУ — Project SFERA Live

Больше трёх лет ушло на разработку. Весь первый год учёные тщательно проверяли концепцию. Позже занялись самым сложным — синтезом вещества. Его части оказались хрупкими. Лишь один из полимеров прошёл проверку. Он состоит из комплексов никеля с лигандами, называемыми «сален».

Создают новый аккумулятор с 2016 года. За это время учёные получили катод для него. Анод же можно просто подобрать из имеющихся. 

Ждать осталось недолго. Скоро разработка начнёт вытеснять литийионные аккумуляторы. Прорыва в этой области мир ждёт последние 10 лет, и кто только ни заявлял о нём. Однако реальных успехов пока нет ни у кого.

Как думаете, почему так? Может, технологии уже где-то внедрены, а мы о них просто не знаем?

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA

#технологии #россия #наука #энергетика #it

Рекомендуем почитать
Прорыв в ядерной энергетике: британцы научились производить тритий для термоядерных реакторов
Компания Astral Systems из Великобритании сделала то, что раньше считалось одной из главных технологических преград на пути к промышленной термоядерной энергетике — научилась самостоятельно производить тритий в работающем реакторе. Это событие может стать переломным моментом в истории разработок управляемого термоядерного синтеза. Тритий — это редкий и радиоактивный изотоп водорода, который используется в паре с дейтерием (тоже изотоп водорода) для проведения дейтерий-тритиевого синтеза. Такая реакция является одной из самых перспективных для получения чистой и мощной энергии будущего...
Скрытые последствия массового перехода на электромобили
IEA (Международное энергетическое агентство — межправительственная организация, публикующая мировые энергетические прогнозы и рекомендации) подчёркивает: даже при постепенном снижении содержания критичных металлов в катодах, суммарный объём извлекаемого сырья будет расти взрывными темпами из‑за самого масштаба автопарка. Direct Lithium Extraction (DLE) — технология селективного «вылова» ионов лития. Рассол прокачивают через ион-обменные сорбенты или наномембраны, способные захватывать Li⁺ и отталкивать магний, кальций и натрий...
Выпущена твердотельная батарея на 1000 км и зарядка за 6 минут: новинка решает все главные проблемы электрокаров
В Китае официально началась эпоха твердотельных батарей — компания Gotion High-Tech (Госюань Гаоке) вывела на дороги первый электромобиль с аккумулятором нового поколения. Разработка получила название Jinshí и уже вышла из лабораторий на этап массового производства и дорожных испытаний. Ключевое преимущество — рекордная удельная энергоемкость 525 Вт·ч/кг, что выше показателей даже самых передовых разработок (включая батареи Samsung SDI (500 Вт·ч/кг) и почти вдвое выше аккумуляторов Tesla 4680)....
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты