5594 subscribers

"Факап" Харитонова: деконструкция "Полудня" Стругацких

14k full reads
21k story viewsUnique page visitors
14k read the story to the endThat's 66% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Единственная иллюстрация к роману, она же обложка
Единственная иллюстрация к роману, она же обложка
Единственная иллюстрация к роману, она же обложка

Сразу нужно оговориться: в этой статье не будет разбора жизни и деятельности Константина Крылова, взявшего себе псевдоним Михаил Харитонов для того, чтобы обнародовать ряд своих произведений, в которых он, пользуясь алхимией постмодерна смешивает фантастику с конспирологией. Я не собираюсь ни поддерживать ни осуждать общественно-политическую деятельность автора, собственно, даже обзора его творчества вы здесь не найдете, речь пойдет об одном-единственном произведении.

Что представляет из себя "Факап"?

Автор называет его "параквел". Такого рода произведения в фэндоме называют еще "вбоквелами". То есть это не предыстория событий, описанных в каком-то произведении (или серии произведений) и не продолжение, а та же история, рассказанная иначе: с точки зрения других персонажей, под другим углом зрения, с раскрытием каких-то дополнительных подробностей.

Как можно догадаться "Факап" - это параквел эпопеи братьев Стругацих, известной, как "Мир Полудня", которая в свою очередь может быть понята как параквел на трилогию Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", "Сердце Змеи", "Час быка".

"Факап" это огромное - почти 2 миллиона знаков! - произведение, описывающее основные события мира Полудня в пересказе Якова Вандерхузе, который при таинственных обстоятельствах оказался заперт на одной из космических станций без связи с внешним миром и описывающий известные события, приведшие его в эту ситуацию, а по сути, описывающий всю историю известного ему мира, документированную и, что самое интересное, недокументированную, то есть тайную. И эта история оказывается разительно отличной от того, что мы знаем по книгам АБС.

Да, сразу оговорюсь, мир Факапа - это не только мир Полудня: упоминание "лаксианского ключа" (он же - недетерминированный универсальный прерыватель процессов) сразу отсылает нас к рассказам Роберта Шекли, а другие референции я предоставляю найти внимательному читателю, хорошо знающему классику НФ.

Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"
Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"
Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"

Что отличается в мире "Факапа"?

Собственно, проще сказать - что не отличается: присутствуют все знакомые нам имена, но характеры людей, которые действуют под этими именами. Горбовский (он же Горби - кто помнит восьмидесятые, те поймут, в какую сторону это заброс) - хитрый и талантливый интриган-чиновник. Вандерхузе, от лица которого идет повествование, тайный агент малого Комкона, завербованный еще в училище. Камерер - ушлый и не очень талантливый журналист, ну и так далее.

Кроме того, вы найдете много знакомых названий планет и упоминаний как-бы известных вам событий: Радуга, Пандора, Надежда и прочее. Но будьте готовы к тому, что события в изложении Харитонова будут иметь совершенно другие причины и другое содержание, чем то, что вы помните.

Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"
Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"
Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"

Ну и самые, пожалуй, важные отличия, которые обуславливают появление упомянутых (и многих других) "мелочей":

  1. В этом мире есть экономика. Если Ефремов в "Туманности" о экономике своего мира говорит немного, а Стругацкие её почти вообще не объясняют - ну, развитый коммунизм, ну всем по потребностям - то у Харитонова экономическая основа "Факапа" объяснена в подробностях. Да, денег в этом мире нет, но есть некий абстрактный эквивалент стоимости труда - человеко-часы. У каждой вещи есть своя стоимость, в этих человеко-часах выраженная и совсем не каждому желающему выдадут дорогостоящий объект в личное пользование. А значит...
  2. ... в этом мире есть иерархия. Есть начальники и есть подчиненные, и назначение на начальственные должности открывает возможности пользоваться гораздо большими ресурсами. Это совсем не то же, что в мире Полудня, где, судя по объяснениям робота Драмбы, Корней потому главный, что он более компетентный. В мире Факапа есть борьба за власть, есть желание получить больше, есть интриги. То есть...
  3. .. в этом мире есть политика. Основой политики является "деятельный гуманизм". Судя по объяснениям Якова Вандерхузе, штука эта для большинства людей такая же малопонятная, как научный коммунизм: вроде и научное знание, а при этом можно развернуть в любую сторону, если понимать "диалектически". Но для политики нужна не только идеология, для этого нужны и противоборствующие силы, использующие идеологию. И эти силы присутствуют. Это уже знакомый нам по полудню "малый Комкон" или "Комкон Два". Если у Стругацких это единственная организация, занимающаяся вопросами безопасности, то Харитонов вводит еще одну - Департамент Галактической Безопасности, или ДГБ (чтобы звучало уж совсем как КГБ).

Нет, это не единственные отличия Факапа от мира Полудня, но если начинать перечислять все, то это уже не статья будет, а какая-то энциклопедия. Кстати, у автора есть своя Вики - покопайтесь, может там найдете более подробный список.

Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману"Полдень XXII век"
Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману"Полдень XXII век"
Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману"Полдень XXII век"

Что имеем в итоге?

В итоге имеем очень плотный, я бы сказал, упругий политический детектив с переплетением множества заговоров, интриг, с использованием тайных технологий, скрытых пружин и методов разной степени нечистоплотности. Кроме того автор очень активно использует арсенал фантастики - чего только стоит то, что рассказчик в определенный момент начинает сомневаться - а жив ли он до сих пор или уже убит и все, что он переживает, лишь иллюзия, а на самом деле он подвергается посмертному ментосканированию?

Мое личное отношение к Факапу сложное: в первый момент резкое неприятие. Прочитав сто страниц я понял, что испытываю раздражение и даже негодование: Вандерхузе спит с Глумовой? Горбовский - самолюбивый интриган? Деньги (да, они называются иначе, но смысл тот же) в мире Полудня? Да ну! И читать бросил. Потом не выдержал, и прочитал еще сто страниц, пока снова не отложил электрокнигу в раздражении. И снова продолжил читать.

Вот так периодически негодуя и периодически поддаваясь любопытству я и знакомился с этим произведением.

Могу ли я посоветовать читать эту книгу? Не знаю. Мне кажется, замени автор имена и топонимы, мы даже не очень-то узнали бы под Факапом мир, созданный Стругацкими и у нас была бы забавная, остросюжетная и вполне оригинальная книга. Чего не хватило Харитонову для этого? Смелости? Веры в собственную оригинальность? Или все началось, как фанатская шутка по поводу любимого произведения а потом незаметно стало чем-то более серьезным? Не знаю. Я так и не избавился от борьбы негодования и желания узнать "что там дальше", хотя никакого "дальше" для меня в Факапе нет - книга дочитана и продолжения не будет.

Поэтому я не возьмусь ни советовать вам ее ни предостерегать от ее чтения. Попробуйте первые страницы, благо, что она доступна на Самиздате. Выводы делайте сами.

Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"
Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"
Л. Рубинштейн, иллюстрация к роману "Полдень XXII век"

Кстати, во Вконтакте мы проводим стримы с просмотром фильмов, недавно, например, смотрели "Метрополис", "Женщину на Луне" и "Аэлиту".

Ну а чтобы не пропускать наши публикации - можете подписываться на наш канал здесь, в Дзене.