5581 subscriber

Противоречия "Туманности Андромеды"

19k full reads
23k story viewsUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 81% of the total page views
3 minutes — average reading time

Одной из причин того, почему роман Ивана Антоновича Ефремова "Туманность Андромеды" оказалась в центре горячего обсуждения после выхода было то, что она рисовала мир развитого коммунизма: автор проделал титаническую работу, пытаясь угадать множество черт жизни счастливого человечества - от архитектуры и дизайна предметов материальной культуры до системы управления и экономики общества. В книге упоминается много популярных на тот момент футуристических идей: зонирование пространства обитания человечества (о котором, кстати, писал еще Циолковский), единая развитая транспортная система, энергетическая база экономики, новая система образования и т.д. Кроме того, Ефремов привнес в создаваемый им мир и своё собственное видение коммунизма: он согласен со своими предшественниками, создававшими утопии в том, что человечество должно управляться на основе научного знания и по сути высшим органом управления земной жизнью он ставит Академию Горя и Радости, которой подчинены все остальные общественные институты. Кроме того Ефремов уверен, что в управлении человечеством огромную роль должны играть Советы - чаще всего упоминается Совет Звездоплавания, поскольку космическая деятельность людей, а в особенности Великое Кольцо - главный предмет заботы человечества.

Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск

О том, как устроен мир Земли в романе "Туманность Андромеды" мы поговорим отдельно, поскольку это большая тема, там есть что обсудить, одна только науки будущего и то, как она связана с диалектикой уже являются большой темой, но сегодня хотелось бы упомянуть о некоторых противоречиях удивительного мира, созданного Ефремовым.

Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск

1. Подвиги Геркулеса

Если вы помните роман, то наверняка обратили внимание, что там довольно много внимания уделено так называемым Подвигам Геркулеса - каждый человек, вступая в пору зрелости, то есть заканчивая школу, должен совершить 12 "подвигов", т.е. больших практических и важных дел: там упоминается и борьба с болезнями, уничтожение опасных хищников, воссоздание древних культурных традиций по сохранившимся источникам и т.д. Половина этих "подвигов" должно быть выполнено самостоятельно, половина - в составе группы. У каждого претендента на выполнение этого трудного экзамена есть ментор-наставник, т.е. человек, который руководит подготовкой и проведением "подвигов" и выбор ментора - это тоже важный шаг.

Вот только одна проблема, которую Ефремов никак не разрешает: если у нас есть экзамен, то должны быть люди, которые его не сдали. Ведь если совершенно все пройдут через эти "подвиги", то это будет профанация, пустая формальность. Это будет как с комсомолом в поздний советский период, когда в "передовой отряд молодежи" записывали всех подряд и благодаря этому комсомол потерял в итоге все признаки чего-либо передового. Значит все-таки Подвиги Геркулеса должны быть серьезным и трудным испытанием. И как уже было сказано, через них не все пройдут. Что будет с этими людьми? Они будут проходить этот рубеж снова и снова? А если какой-то человек окажется достаточно бездарным, чтобы заваливать свои "подвиги" раз за разом? А если у него возникнет какой-то психологический зажим по этому поводу? Что, великовозрастный дядя будет в числе выпускников школы повторять: "Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи"? Или количество попыток ограничено? Тогда что будет с теми людьми, которые провалят свою инициацию? Они станут людьми второго сорта?

Проблема довольно серьезная, потому что наличие пусть даже небольшого количества людей, которые не прошли Подвиги Геркулеса рождает проблему неравенства. Очень важную в том числе и в связи с Островом Забвения.

Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск

2. Остров Забвения

В книге упоминается Остров Забвения. И не просто упоминается - мы вместе с Мвеном Масом, провалившим тибетский эксперимент и ставшим причиной гибели людей, отправляемся на этот остров, про который Ефремов рассказывает довольно подробно: это место добровольного уединения людей, по тем или иным причинам выпавшим из человеческой цивилизации. Считается, что это не просто какой-то выдуманный остров, а что это Цейлон. Но да это не важно. Важно то, что фактически это место формирования некоммунистической цивилизации. Люди на Острове Забвения предоставлены сами себе, они не участвуют в общественной жизни, от которой убежали, быт их архаичен, нравы просты и подчас порочны: Мвену Масу предстоит пообщаться с девушкой Онар и из этого короткого диалога становится понятно, что правила Большого Мира на этом острове не очень-то действуют.

А вот теперь представим себе, что на этом острове начинают появляться дети - их как, насильно будут приобщать к коммунистической морали или родители могут решить за них то, что дети в этом не нуждаются? В первом случае - насилие входит в мир всеобщего счастья и радости, причем насилие, рожденное не безумием, не болезненной страстью, не ошибкой, а - регулярное, почти полицейское насилие. А во втором случае Остров Забвения начнет выращивать собственную, параллельную некоммунистическую цивилизацию. Совсем крохотную, паразитирующую на Большом Мире с его почти безграничными ресурсами, но тем не менее параллельную, а значит, обреченную в будущем так или иначе вступить в конфликт с Большим Миром. И эта история не может не закончится трагически.

Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", сайт Кинопоиск

3. Материя как Бог

Есть в книге одна глава, в которой Дар Ветер слушает симфонию фа минор цветовой тональности 4,750 мю. В этой главе мы "заглядываем" в мысли героя, который в музыке умудряется разглядеть историю Вселенной. По сути эта глава посвящена идее историчности материи и она служит раскрытию взглядов Ефремова на то, как появился человек и какова его роль в мире. Если совсем просто и коротко, то создавшая человека материя с ее законами использует свою часть - собственно, человека - для самопознания и самопреобразования. Человек - собеседник материи, сотсворец новой материи, сотрудничающий с Природой. Я сейчас не буду сильно углубляться в этот вопрос, но именно по этому тексту очень заметно, что материализм Ефремова - это простая замена Бога материей, которая даже обладает некоторыми свойствами Бога - вечностью и вездесущностью, да к тому же законы бытия материи (ее природа в богословском понимании этого слова) обеспечивают ей творческие способности. Может быть это противоречие во взглядах Ефремова покажется вам надуманным и непонятным на фоне предыдущих, но оно на самом деле - самое важное из всех, поскольку касается самой основы мировоззрения, положенного в фундамент романа.

Мы будем еще не раз возвращаться к гениальному роману Ефремова - насыщенному, сложному, противоречивому и увлекательному, так что не забудьте подписаться на наш канал.

А еще заглядывайте к нам в группу во ВКонтакте - там у нас бывают стримы, где мы смотрим фильмы и обсуждаем актуальные вопросы фантастики.