Чем может быть полезна работа онлайн-врачей

Телемедицина — предоставление врачебных и консультационных услуг с использованием аудио- или видеосвязи. Эта сфера деятельности является одной из наиболее быстро растущих в мире.

Более 40% мирового рынка телемедицины сосредоточено в США. Там ее предлагают как дополнительный сервис к стандартным медицинским услугам и страховым полисам. Она быстро развивается и в Китае. Причина — нехватка лечебных учреждений и специалистов в столь густонаселенной стране. В России, где поликлиники, диагностические центры расположены неравномерно, телемедицина может стать хорошим подспорьем для отдаленных муниципалитетов. К тому же это актуальная услуга для людей, которые не могут воспользоваться очной консультацией со специалистом из-за нехватки времени или деликатности вопроса.

В 2018 году, с введением нового закона, телемедицинские услуги в России были официально легализованы. Теперь онлайнконсультация — это полноправная медицинская услуга, в рамках которой врач дистанционно (с использованием аудио- или видеосвязи) может наблюдать пациента и на основании результатов его диагностики и состояния корректировать лечение.

Телемедицина имеет много плюсов. Во-первых, это удобно. Онлайн-консультацию со специалистом можно провести в любое время из любой точки мира, даже, например, находясь в отпуске за границей.После регистрации в приложении для смартфона или на сайте человек получает ответы на волнующие вопросы здоровья за несколько минут. Это избавляет от очередей в поликлинике и сокращает потерю времени.

Во-вторых, квалифицированная помощь становится более доступной для тех, кто ранее ее не мог получить. Пациенты из удаленных регионов теперь имеют возможность проходить консультации со столичными специалистами, не приезжая, например, в Москву.

В Самарской области телемедицинские консультации в основном проходят между врачами, то есть так специалисты делятся опытом и помогают друг другу в решении сложных вопросов. Схема взаимодействия между медиком и пациентом в регионе пока не развита.

Виктор Леви, главврач клиники медицинского туризма (Израиль):
— Конечно, существуют области, где телемедицина серьезной пользы принести не может по определению. Как, например, неврология, хирургия либо другая сфера медицины, где требуется физический контакт с пациентом: пальпация, физический осмотр, оперативное вмешательство. И вообще, телемедицина, с моей точки зрения, — это не о лечении на расстоянии. Это удобная система для получения второго мнения врача, не более того. Но давайте рассмотрим пример с онкологией: в большинстве случаев телемедицина может быть весьма полезна как для назначения терапии, так и для получения второго мнения врача специалиста.

Борис Попов, эксперт по технологиям видеокоммуникаций:
— В зарубежных странах телемедицина используется достаточно давно, и предоставление услуг
основано на применении технологии профессиональной видеоконференцсвязи, которая позволяет общаться двум и более сторонам посредством качественного видео. Важно, что использование ВКС дает возможность проводить полноценную диагностику пациентов дистанционно. Благодаря видео высокой четкости врач может виртуально приблизиться к пациенту, обследовать его, просмотреть рентгеновский снимок и принять своевременное решение в режиме реального времени. Кроме того, профессиональные системы видеосвязи позволяют создать консилиум сразу из нескольких специалистов, находящихся в разных частях земного шара. При этом пациенту не нужно подключать никаких дополнительных технических устройств — только доступ в интернет, компьютер или смартфон.

Екатерина Коломенцева, директор по развитию медицинского страхования СК «Сбербак страхование жизни»:
— Сейчас в России порядка миллиона пользователей телемедицинских услуг. По нашим оценкам, к концу 2019 года их количество увеличится до 4 миллионов человек. В перспективе к 2020 году это количество увеличится еще на 50-60%. Тем не менее у нас пока есть ряд ограничений, которые не позволяют телемедицине стать надежным спутником каждого россиянина. Во-первых, по закону телемедицина не позволяет получить диагноз и назначения. Для постановки первичного диагноза пациенту необходимо обратиться в клинику. Во-вторых, далеко не все врачи в России настолько прогрессивны и открыты инновациям, чтобы смело идти в телемедицину.