В Самаре показали мировую премьеру балета «Три маски короля»

Ее презентовали в Театре оперы и балета.

Впервые за многие десятилетия на самарской сцене — мировая премьера. В основе либретто — притча Вячеслава Заренкова. Он основатель театра КИЛИЗЭ и соавтор либретто балета «Три маски короля». Благодаря ему этот меценатский проект появился в нашем городе. Балетмейстер-постановщик и соавтор либретто Юрий Смекалов специально для самарского театра создал новый спектакль на музыку Михаила Крылова.

Буклет к спектаклю открывает статья клинического психолога. Она размышляет о феномене «маски», ее функциях и опасностях. В основе либретто — история о Юлии, который правит королевством, где все носят маски. Главный герой в исполнении Владимира Шклярова мечтает избавиться от своей и мучительно переживает невозможность этого. Ему противостоит честолюбивый главный советник. Однако постепенно зрители понимают, что это история не политической, а психологической борьбы.

Эмма в исполнении Ксении Овчинниковой выделяется на фоне придворных. Синий костюм (в противовес серой одежде остальных), отсутствие маски, воздушная легкость движений — она вдохновение Юлия. Олицетворение его стремления к свободе.

Над сценой возвышается гигантская маска, которая управляет всеми и всем. Ее части трансформируются и перемещаются. Благодаря световым спецэффектам она даже меняет выражение лица.

Хотя еще одной сквозной для спектакля является тема борьбы за свободу, это не однозначное и прямое противостояние, как в «Спартаке». Скорее внутренняя схватка, сражение с самим собой. Благодаря языку хореографии оно становится видимым, а благодаря музыке — слышимым публике.

История притчевая. В ней нет указаний на эпоху или место действия. В оформлении есть отсылки к французскому престолу — трон украшен солнцем, словно намекающим на самого известного галльского короля. Костюмы министров напоминают о римских легионерах. И впоследствии, когда главный советник поднимет их на восстание против короля, это сходство усилится.

В массовых сценах мощная энергетика плотными волнами бьет со сцены в зрительный зал. Современный балет — необычный опыт для артистов самарского театра, репертуар которого состоит из классики. Непривычно видеть их в совершенно новой для них роли. Они почти неузнаваемы, и от этого происходящее на сцене еще больше завораживает.

Фото — театр оперы и балета.

Юрий Смекалов, балетмейстер-постановщик и соавтор либретто «Три маски короля», солист Мариинского театра:

— Это один из первых меценатских проектов такого масштаба, который мы можем увидеть в самарском театре. Вообще для России это большая редкость. Перед началом работы я не ожидал, что в самарской труппе так много ярких индивидуальностей. Ваш театр имеет в репертуаре в основном классические спектакли. Не думал, что артисты смогут так хорошо работать в новом для них направлении. Они меня очень удивили. «Три маски короля» — хореографическая эклектика. В структуру вписаны самые разные направления. И contemporary (современный сценический танец. — Прим. авт.), и партнеринг (техника, основанная на силовых поддержках. — Прим. авт.), и академический балет.

Евгений Хохлов, главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета, дирижер-постановщик спектакля «Три маски короля»:

— Мне всегда хотелось оказаться в команде постановщиков совершенно нового произведения. Сложностей в работе оркестра было много. Для нас это эксперимент. Произведение трудное технически. Многоплановое, состоит из разных жанров. Музыкальный материал меняется даже внутри одного номера. Основная сложность в том, что на живое звучание оркестра трафаретом накладываем записи различных шумов. Скрипы, капли, барабаны, крики — это разнообразит музыкальную ткань. Трудность в том, что нужно идеально точно совпасть по времени со спецэффектами. По сути, это произведение имеет все атрибуты классического. Да, оно немного осовременено, но это классика XXI века.