3 секрета волшебства

Рассказываю о профессиональных рецептах, которые использовал художник Эдгар Дега, чтобы сделать свою картину «Голубые танцовщицы» шедевром.

Около 1898 года, ГМИИ им. А.С, Пушкина (здание
Около 1898 года, ГМИИ им. А.С, Пушкина (здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)

В сущности, это ровно те же самые приемы, которые использовал Борисов-Мусатов в картине «Водоем», и в этом нет ничего странного, поскольку принципы красоты для человеческого глаза — универсальны, так устроена психология восприятия.

№1: Колористическая гамма

Основные цвета, использованные Дега в своей работе (это не картина маслом, а рисунок пастелью) — голубой и телесный/оранжевый. Это противопоставление холодного и теплого является одним и самых выигрышных сочетаний в произведениях искусства. Оно бодрит, и при этом гармонично.

Голубой+оранжевый дополнен яркими акцентами желтого, зеленого, которые бодрят и разнообразят картину, однако не являются доминирующими.

Дега очень часто рисовал балерин, в том числе в других цветах, и при взгляде на иные его работы на эту тему видишь, насколько все-таки выигрышны по гамме именно «Голубые танцовщицы».

Эдгар Дега. Две танцовщицы -- желтая и розовая. Около 1898
Эдгар Дега. Две танцовщицы -- желтая и розовая. Около 1898

Отмечу и выбранную технику: это не реалистичное масло, а полупрозрачная пастель, которая так хорошо передает волшебное ощущение от танцовщиц.

№2: Композиционное построение

Картина имеет идеальные пропорции и завораживающий ритм. Девушки будто водят внутри нее хоровод — так искусно автор расположил их руки и плечи. Такая симметрия (круг, в который вписан квадрат, и т.п.) очень приятны глазу.

Вдобавок, обратите внимание на направление движения линий: слева направо. Именно это направление приятней для большинства людей (правшей).

Для того, чтобы создать такую уравновешенную композицию (да еще с зеленым на фоне), Дега идет на некоторые вещи, за которые его современники упрекали художника в нереалистичности. Действительно, если сзади трава, то с какого ракурса мы смотрим на девушек — с потолка, что ли? Но все гораздо проще: балерины стоят на фоне вертикальных декораций (причем самая левая еще и держится за нее рукой). Однако из-за смелого кадрирования композиции с первого взгляда об этом трудно догадаться.

Э. Дега. Четыре танцовщицы.. 1899
Э. Дега. Четыре танцовщицы.. 1899

№3. Выбранная тема

У меня это последним пунктом идет, но разумеется, это самое главное в реалистичном искусстве, ибо от темы-то все остальное и зависит, и отталкивается. Эдгар Дега очень любил рисовать балерин, и у него это очень хорошо получалось. И, соответственно, большинство людей любят рассматривать картины с балеринами, потому что они обычно получаются очень красивыми. Молодые изящные девушки, красивые жесты обнаженных рук, струящиеся полупрозрачные ткани... Все это на фоне пейзажного задника (а природа — это крайне выигрышный фон), причем пейзаж состоит из травы и некоего водоема. Все эти составляющее, если их дополняет талант художника, обычно гарантированно приносят работе успех.

№4. Привычка

Будем честны: у Дега много хороших картин и рисунков с изображением балерин, многие из них тоже выполнены в голубой гамме и похоже сгармонизированны. Что же делает это произведение для нас таким особенным?

Дело в том, что для российского (а ранее советского) человека именно эти балерины Дега всегда были более доступны. Ведь «Голубые танцовщицы» уже давно принадлежат Пушкинскому музею. Соответственно, именно их чаще печатали в русскоязычных книгах, календарях, открытках и т.п., поэтому мы к ним больше привыкли, они запечатлелись у нас в памяти, как эталон. (И дело не в патриотизме, а даже в удобстве: например, в СССР, конечно, гораздо проще было купить цветной негатив у ГМИИ для крупноформатной печати, чем у Музея Орсе).

Но «Голубые танцовщицы», конечно, особенные. В Пушкинском музее несколько работ Дега, но только эта из них стала своеобразным символом коллекции импрессионистов музея.

Стена с картинами Дега в Пушкинском музее
Стена с картинами Дега в Пушкинском музее
Полный список выпусков моего цикла "Шедевры от А до Я"

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.

А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.