"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

12k full reads
14k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3 minutes — average reading time

Знаменитая картина Эдуара Мане 1882 года, показывающая блеск и шум парижской ночной жизни. Вот 3 секрета прославленного шедевра.

"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

1) Ноги гимнастки

"Фоли-Бержер", несмотря на впечатление, которое создает картина -- это не ресторан, а театр-варьете. (Кстати, работающий и в наше время). На картине изображен, грубо говоря, театральный буфет. Только находящийся непосредственно в зрительном зале (французы знают толк, в том, как смотреть спектакли). В зеркале виден фрагмент представления, которое происходит за спиной наблюдателя. Это гимнастка на трапеции, выступавшая в этом мюзик-холле.

Её ноги в зеленой обуви виднеются в верхнем левом углу полотна.

"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

2) Художник НЕ ошибся с ракурсом зеркала

Уже более века полотно упрекают в том, что Мане изобразил зеркало и отражение в нем так, как не может быть по законам физики-оптики. Мол, если стоять так, как написано на полотне, напротив барменши, отражение сзади нее так не получается.

"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

Задачкой озаботились современные исследователи, которые построили целую диаграмму, чтобы расчитать, где на самом деле должен стоять наблюдатель, чтобы получилось такое отражение спины девушки и ее собеседника в цилиндре.

"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

По их рассчетам -- такое отражение возможно. Только иллюзия состоит в том, что наблюдатель стоит ровно напротив барменши. На самом деле, он должен стоять от нее сбоку. Они даже фотографическую реконструкцию подобной сцены сделали.

"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

3) Девушка на картине несчастна

Для полотна позировала реальная работница этого заведения по имени Сюзон (фамилия утрачена). Она действительно была барменшей, а в ту пору это автоматически подразумевалось "и проституткой".

"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

Сюзон приходила к художнику в мастерскую, где позировала для этого сложно выстроенного полотна. (Остальной антураж варьете и бара он писал по памяти и сделанным ранее быстрым этюдам). Контраст выражения лица Сюзон с окружающей шумной праздничной ночной жизнью поражает, если вглядеться. Рентген картины показал, что в ранней версии она не опиралась руками на стойку, а стояла, скрестив руки, в напряженной защитной позе (что еще сильнее усиливало впечатление, см. язык тела). Предварительный эскиз картины демонстрирует тот же момент.

"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

Ведь такими глазами она смотрит не просто в пространство, а на мужчину в цилиндре, который разговаривает с ней. Что же такого он ей говорит, неужели просто "еще бутылочку?". И сколько ей бедной осталось до конца рабочего дня, небось еще часа четыре на ногах?

"Бар в Фоли-Бержер": 3 секрета картины

Картина оказалась последней крупной работой Мане. На следующий год он умер.

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.