Что общего у королевы Виктории и Натальи Пушкиной

19 July

В 1-й половине 19 века одно украшение было настолько модным, что практически стало символом эпохи — мы говорим "пушкинской", а англичане — "ранневикторианской". Налобничек под названием "ферроньерка" носили все, в том числе и женщины, которые для нас являются символами этого времени. Как это украшение возникло?

Александр Брюллов. "Портрет Натальи Гончаровой (Пушкиной"). 1831-2
Александр Брюллов. "Портрет Натальи Гончаровой (Пушкиной"). 1831-2
Что общего у королевы Виктории и Натальи Пушкиной
Александр Брюллов. "Портрет Натальи Гончаровой (Пушкиной"). 1831-2

Первая волна моды на это украшение, как мы уже знаем, пришлась на ренессансную Италию 1490-1510-х годов. Почему мода вернулась триста лет спустя?

Фридрих Вильгельм Хердт. "Портрет дамы из семьи Роде". 1833. Dorotheum
Фридрих Вильгельм Хердт. "Портрет дамы из семьи Роде". 1833. Dorotheum
Фридрих Вильгельм Хердт. "Портрет дамы из семьи Роде". 1833. Dorotheum
Фридрих Вильгельм Хердт. "Портрет дамы из семьи Роде". 1833. Dorotheum
Карл Йозеф Штилер. "Портрет Карлотты фон Хагн". 1828. Schönheitengalerie
Фридрих Вильгельм Хердт. "Портрет дамы из семьи Роде". 1833. Dorotheum
Карл Йозеф Штилер. "Портрет Карлотты фон Хагн". 1828. Schönheitengalerie
Фридрих Вильгельм Хердт. "Портрет дамы из семьи Роде". 1833. Dorotheum
Ф.Т. Хильдебрандт. "Портрет принцессы Марианны Прусской". 1837. Koninklijke verzamelingen
Фридрих Вильгельм Хердт. "Портрет дамы из семьи Роде". 1833. Dorotheum
Ф.Т. Хильдебрандт. "Портрет принцессы Марианны Прусской". 1837. Koninklijke verzamelingen
Фридрих Вильгельм Хердт. "Портрет дамы из семьи Роде". 1833. Dorotheum

Первой предпосылкой было то, о чем я рассказала вчера: любовь моды ампира к прическам по древнегреческой моде, со лбом, обхваченным лентами, а потом и драгоценными бусами. Второй предпосылкой была страсть наступающей эпохи романтизма к тому, что мы сегодня бы назвали "историческими реконструкциями". Тогда стало популярным имитировать в своих нарядах костюмы средневековья и Ренессанса, где подобная деталь как раз присутствовала.

Ферроньерки 19 века были крайне пышными и драгоценными (не чета скромным итальянским). Глядя на их роскошь, мы понимаем, что подражание тут только идее ренессансных ферроньерок. А на самом деле женщины больше вдохновлялись концепцией "бусы на башке" из более поздних и роскошных картин, обвивая голову нитями и привешивая подвесочки, а не затягивая туго шнурочки, как это делали итальянки.

Карл Йозеф Штилер. Портрет Марии Анны Баварской. 1842. Sotheby's
Карл Йозеф Штилер. Портрет Марии Анны Баварской. 1842. Sotheby's
Карл Йозеф Штилер. Портрет Марии Анны Баварской. 1842. Sotheby's
Карл Йозеф Штилер. Портрет Марии Анны Баварской. 1842. Sotheby's
Ферроньерки ренессансной Италии было гораздо скромнее. И затягивались на лбу туже!
Карл Йозеф Штилер. Портрет Марии Анны Баварской. 1842. Sotheby's
Концепкия "бусы на башке": вымышленные украшения для волос с картин барокко и Ренессанса
Карл Йозеф Штилер. Портрет Марии Анны Баварской. 1842. Sotheby's

В словарях по истории моды вы можете прочесть, что вторая волна ферроньерок пришлась на 1820-1840-е годы. Это не совсем так, историю их возвращения мне пришлось восстанавливать самой, основываясь на изучении картин. В 1810-е годы, как мы видели, уже возникали протоферроньерки.

Я сделала коллаж, чтобы разобраться
Я сделала коллаж, чтобы разобраться

Но изобретателями их, судя по всему, были немецкие художники круга назарейцев и близкие к ним. Художники этого направления бредили Ренессансом и копировали его шедевры. Тогда немецкие дамы, под влиянием того же романтизма, начали наряжаться в костюмы, скопированные со старых полотен, либо (что было популярней) варьирующие их мотивы, приспособляя к современной моде.

Этот наряд вдохновлен женскими портретами Рафаэля. Фридрих Бури. "Портрет принцессы Августы Прусской". Ок. 1815. Национальный музей в Варшаве
Этот наряд вдохновлен женскими портретами Рафаэля. Фридрих Бури. "Портрет принцессы Августы Прусской". Ок. 1815. Национальный музей в Варшаве
В этой исторической сценке у девушки ферроньерка. Карл Фогель фон Фогельштайн (атт.) "Молодая пара в лесу" (фрагмент). Deutsch Auktionen
Этот наряд вдохновлен женскими портретами Рафаэля. Фридрих Бури. "Портрет принцессы Августы Прусской". Ок. 1815. Национальный музей в Варшаве

Самый старый портрет на котором изображена точно ферроньерка в стиле итальянского Ренессанса, а не обмотка бусами, датируется 1818 годом и относится именно к этой группе немецких картин, с женщинами, в "старинных" же костюмах.

Карл Фогель фон Фогельштейн. Портрет Леопольдины Каролины фон Пальффи. 1818. Частная коллекция (к сожалению, больше размера нет)
Карл Фогель фон Фогельштейн. Портрет Леопольдины Каролины фон Пальффи. 1818. Частная коллекция (к сожалению, больше размера нет)
Ф.В. фон Шадов. "Портрет Марии Потоцкой в ренессансном костюме". 1820-е. Национальный музей в Варшаве
Карл Фогель фон Фогельштейн. Портрет Леопольдины Каролины фон Пальффи. 1818. Частная коллекция (к сожалению, больше размера нет)

Из этих маскарадных игр ферроньерка, очевидно, и перекочевала в повседневный костюм. Кстати, это слово никто еще не использовал в 1820-е годы: о леонардовской картине из Лувра и сифилитичной любовнице Франциска I пока еще не вспомнили. Немцы называли украшение "Seht hierher" (т.е. "смотреть сюда").

В 1820-е ферроньерок на портретах очень много, по преимуществу, я их нашла на немецких и русских работах, но не могу гарантировать, что эта статистика верная. Впрочем, на Германию мы много ориентировались. А вот французских и английских портретов с ними практически нет.

Термин "ferronnière" родился наверняка в Париже, где висела "Прекрасная Ферроньера". Произошло это явно только в 1831 году, потому что после этого оно одновременно появилось и в русском, и в английском модном журнале, явно переписанным из одного источника. После этого их актуальность как модного аксессуара стала неоспоримой.

Ф.Н. Рис. Портрет Т.В. Голицыной. 1835. ГИМ
Ф.Н. Рис. Портрет Т.В. Голицыной. 1835. ГИМ
Что общего у королевы Виктории и Натальи Пушкиной
Ф.Н. Рис. Портрет Т.В. Голицыной. 1835. ГИМ

Таким образом, учитывая назарейцев, период бытования ферроньерок в моде -- со 2-й половины 1810-х годов примерно до середины 1840-х годов. Носили их всеми способами: на свободной голове и под тюрбанами или диадемами. Туго натягивая и завязывая, или просто на свободной петле, свисающей со лба. На ленточках, шнурках, золотых цепочках, жемчужных бусах и т.п.

Йозеф Бернхард. "Портрет молодой дамы в белом платье". 1836. Dorotheum
Йозеф Бернхард. "Портрет молодой дамы в белом платье". 1836. Dorotheum
Йозеф Бернхард. "Портрет молодой дамы в белом платье". 1836. Dorotheum
Йозеф Бернхард. "Портрет молодой дамы в белом платье". 1836. Dorotheum

1830-е годы -- пик их популярности. Тогда они попадают в викторианскую Англию. Историки моды пишут, что в Англии ферроньерки стали носить по любому поводу и без повода. Но массового отражения этого явления в портретах я не нашла, видимо, в них не позировали. А вот в русском акварельном портрете (А. Брюллов, Гау, Соколов) их полно, надо только повнимательней всматриваться.

Вот, нашелся портрет королевы Виктории с этим украшением.

Джон Партридж. "Портрет королевы Виктории". 1840. Королевская коллекция
Джон Партридж. "Портрет королевы Виктории". 1840. Королевская коллекция
Что общего у королевы Виктории и Натальи Пушкиной
Джон Партридж. "Портрет королевы Виктории". 1840. Королевская коллекция

Думаю, такая увлеченность Англии и королевы этим украшением (отмеченная в письменных источниках) связана с тем, что в 1834 году туда переехала его главная пропагандистка оперная дива Мария Малибран. Она постоянно носила ферроньерку и часто с ней позировала. Королева Виктория любила Малибран и даже зарисовывала ее.

Королева Виктория. "Портрет Марии Малибран". 1833. Королевская коллекция
Королева Виктория. "Портрет Марии Малибран". 1833. Королевская коллекция

К сожалению, по портретам не понятно, что происходило с украшением во Франции, которая была главной законодательницей моды. Их практически нет. Однако все королевы Европы их носили. Правда, это были королевы немецких кровей...

Подлинных вещей в музеях почти не осталось: ведь когда они вышли из моды к началу 1850-х годов, их так элементарно было переделать в кулоны и бусики. Вот несколько, сохранившихся в нидерландском Музее моды.

modemuze.nl
modemuze.nl
Что общего у королевы Виктории и Натальи Пушкиной
modemuze.nl
Что общего у королевы Виктории и Натальи Пушкиной
modemuze.nl

***

Но у Натальи Гончаровой и королевы Виктории общее не только любовь к ферроньеркам. А еще и правнуки!!!

Спасибо красоте Гончаровой, которая несколько поколений подряд наследовалась по прямой линии. Дочь Пушкина Наталья стала женой принца Нассауского. Их дети венчались с внуками Николая I: Софья де Торби – с великим князем Михаилом Михайловичем, а Георг фон Меренберг – с Ольгой Александровной Юрьевской. Правнучка Софьи де Торби – герцогиня Вестминстерская лет тридцать назад стала крестной матерью принца Уильяма. А помните свадебные фотографии Уильяма и Кейт? Крохотная девочка-ангелочек, стоя рядом с ними на балконе, в ужасе зажимает уши от шума – и вызывает умиление всего интернета. Ее зовут Грейс ван Катсем, она внучатая племянница герцогини и практически прямой потомок Александра Сергеевича.

Что общего у королевы Виктории и Натальи Пушкиной

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.