Деталь, которая выдает, что портрет Лукреции Борджиа — обман

91k full reads
127k story viewUnique page visitors
91k read the story to the endThat's 72% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Продолжаем нашу тематическую ювелирную неделю в живописи – на сей раз посвященную ферроньеркам (налобничкам). Вчера я рассказала о самой знаменитой обладательнице этого украшения в живописи – «Прекрасной Металлистке» (шутка, т.е. буквальный перевод), давшей название предмету – «La Belle Ferronnière» кисти Леонардо да Винчи.

Сегодня мы поговорим о ее современницах, также щеголявших в этом украшении. Как вы видите по этому собранному мною коллажу из портретов, их было предостаточно.

Деталь, которая выдает, что портрет Лукреции Борджиа — обман

В бытовании ферроньерок было 2 периода, пока поговорим о первом. Это очень узкий временной промежуток и район – ренессансная Италия с 1490-го — примерно по 1510-й год. Это время, когда живые женщины носили ферроньерки и позировали в них для настоящих портретов. По этим картинам видно, что налобничек представлял собой бусину на ремешке или на тесемке, натянутом посередине лба.

Джованни Антонио Больтраффио. "Неизвестная". 1505-1507. Кастелло Сфорцеско

Крепеж завязывался сзади или сбоку, иногда на видимый нам бантик, и служил дополнительной фиксацией красивой сетки для волос.

Амброджио де Предис. "Портрет дамы (т.н. Беатриче д'Эсте", ок. 1490. Пинакотека Амброзиана

На многих портретах того времени ремешок на лбу есть, а бусины в центре нету – например, в «Даме с горностаем» Леонардо. Вероятно, сначала появился именно такой вариант крепежа прически, а потом его придумали украсить драгоценностью в центре.

Леонардо да Винчи. "Дама с горностаем" (фрагмент). между 1483 и 1490. Музей Чарторыйских, Краков. Обратите внимание, как прочно закреплены ее волосы.

Иногда бусин было больше одной, но такое встречается реже, видимо, не так кокетливо смотрится.

Лоренцо Коста. "Потрет дамы с ручным песиком", 1500-1505. Королевская коллекция

Обычно они простые – драгоценный камешек в оправе. Но бывают и более сложные - вот, скорпион или буквы.

Джованни Антонио Карото. "Неизвестная". 1505-10. Лувр

Да, подчеркну, что вариант «бусы, надетые на голову и непонятно чем закрепленные» ферроньеркой не являются. В картинах не портретного жанра (а также в кинематографе) обычно встречается именно он…

Lily Cole in "Like a painting", by Miles Aldridge, for Vogue Italy, 2005
Lily Cole in "Like a painting", by Miles Aldridge, for Vogue Italy, 2005
Lily Cole in "Like a painting", by Miles Aldridge, for Vogue Italy, 2005

После 1510 года ферроньерки в итальянской живописи тоже встречаются. Но уже не в настоящих портретах, написанных с натуры, а в изображениях всяких святых, библейских героинь, в вымышленных сценках – как воспоминание художника о красивом обыкновении.

Андреа Соларио. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1506-1507. Метрополитен

Если вы видите, что картина по стилю более поздняя, а ферроньерка в ней все-таки есть – это явное указание на то, что сие – не портрет, а вымышленный образ.

Как, например, в случае с «Флорой» Бартоломео Венето (ок. 1520), считающейся портретом Лукреции Борджиа (на самом деле не она).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.