Где спрятался Леонардо да Винчи

Рафаэль, его знаменитая фреска «Афинская школа», её место в истории искусств и многочисленные загадки.

Рафаэль прожил так мало, а сотворил так много, что художники еще несколько веков с него пример брали. Одна из ключевых работ — фреска под названием «Афинская школа». Почему так случилось — отдельный разговор, про композицию и всякое такое. Я же сейчас расскажу, почему эта фреска особенно важна для истории.

Дело в том, что обычай писать на картине большими буквами «Это мой автопортрет!» появился очень поздно. Многие художники, экие скромняшки, такой мелочью пренебрегали. Вот, например, Леонардо да Винчи — вы наверняка представляете его таким:

Т.н. "Туринский автопортрет" Леонардо да Винчи
Т.н. "Туринский автопортрет" Леонардо да Винчи

А у нас, между прочим, нет никаких гарантий, что это именно Леонардо. Более того, не доказано, что именно он даже просто нарисовал этот рисунок. Версию, что это Леонардо, один ученый в 19 веке предложил: половина других ученых с ним согласились, другие до сих пор не верят этой идентификации. Правда, он похож на другой портрет Леонардо, с подписью, работы его ученика Мельци... Но кто знает? Тут-то к нам на помощь приходит «Афинская школа».

Рафаэль согласно ТЗ от заказчика — папы римского, написал на ней множество великих греков-ученых: тут и Сократ, и Диоген, и Эпикур, и Пифагор (всего 22 фигуры). Однако современники сразу заметили, что он придал чертам лица этих греков сходство с великими итальянцами, своими коллегами. Некоторые, например Вазари, написали об этом — и информация дошла до наших дней.

Две центральные фигуры, под арочкой — это Платон и Аристотель, что доказывается надписями на книгах в их руках («Тимей» и Никомахова этика). Так вот, из текстов 16 века известно, что портрет Леонардо там есть, и логично, что это самый важный бородатый дядя в композиции. Собственно, на сравнении с этой фреской и был опознан "Туринский автопортрет", приведенный выше.

Находят на фреске и автопортрет самого Рафаэля. Его опознают по типичному "автопортретному" пристальному взгляду.

Вот он, в черном берете, второй справа — в образе знаменитого античного живописца Апеллеса. Улыбающийся в белом берете — как бы другой античный художник, по имени Протоген, но на самом деле либо Перуджино, либо Тимотео Вити. А вот у товарища с глобусом в руках (Страбон) черты лица идеальные, на реального человека он не похож — значит, скрытого портрета тут искать не нужно.

Предполагают, что здесь есть и Микеланджело.

Возможно, это именно он "под личиной" задумчивого Гераклита.

А человек с циркулем — Архимед или Эвклид.

Предполагают, что это изображение итальянского архитектора Донато Браманте. Вот его реальный портретик, кстати — можете сравнить степень допущения.

В общем, разглядывать фреску и читать про гипотезы насчет нее можно часами. Однако ни одна из них не доказана окончательно — впрочем, знать об их существовании культурный человек просто обязан.

***

Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.