Изумруды царицы Савской

31 May 2020
18k full reads
1,5 min.
22k story viewUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 82% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Продолжаем говорить об изумрудах в произведениях искусства.

Edward Slocombe. «Царица Савская». К. 19-нач. 20 века.

Вторая владычица и роскошная женщина, после Клеопатры (о которой мы говорили вчера), чье имя было связано с изумрудами – это царица Савская. В Библии описывается эта загадочная королева, пришедшая из далекой страны с дарами в Иерусалим к царю Соломону, чтобы проверить, правда ли он так мудр.

Савейское царство (Шеба) находилось неизвестно где, и толкователи иногда называли его «Смарагдус», предполагая, что это край, полный изумрудов. Также думали, что страна находится на островах в Красном море, которые арабы называли Zemroud. Еврейские предания и толкования иногда так и писали «царица Змаргада», вместо «царица савеев». Наверно, так звучало красивее.

Джина Лолобриджида в роли царицы Савской, промоматериал к фильму 1959 года «Соломон и царица Савская» с Юлом Бриннером.
Джина Лолобриджида в роли царицы Савской, промоматериал к фильму 1959 года «Соломон и царица Савская» с Юлом Бриннером.
Джина Лолобриджида в роли царицы Савской, промоматериал к фильму 1959 года «Соломон и царица Савская» с Юлом Бриннером.

Создатель современного иврита как литературного языка Хаим Бялик написал посвященную царице поэму, где в нескольких строчках описывает ее корону со сверкающим изумрудом, сияние которого освещало ее, подобно солнцу.

Царица, чье личное имя, по разным версиям, было Македа или Билкис, преподнесла Соломону множество даров – рабов, породистых коней, благовоний и, конечно, драгоценных камней. В Библии не подчеркиваются отдельно изумруды, но в легендах говорится, что она преподнесла ему один особенный изумруд, о котором надо будет поговорить отдельно.

Эдвард Пойнтер. «Визит царицы Савской к царю Соломону», 1890. Art Gallery of New South Wales

Загадывала она ему и очень сложные загадки: по легендам, одна из них опять связана с этим камнем. Соломон должен был продеть шёлковую нить через изумруд с трещиной, в этом ему помог шелковичный червь.

Царицу Савскую изображают в изумрудах – но никакого специального правила на этот счет нет. Так делают художники, просто если им понравилось (или они начитанные). А вот сюжет, который повторяется из раза в раз – это богатая, могущественная, красивая женщина, преклонившая колени перед мужчиной. Такое воплощение мужской мечты неудачника.

Соломон обычно стоит на возвышении. В картинах 17 века сбоку обязательно навалены серебряные сосуды – типичные посольские дары той эпохи.

Ян Квеллин. «Соломон и царица Савская», 17 век. Дворец изящных искусств, Лилль
Ян Квеллин. «Соломон и царица Савская», 17 век. Дворец изящных искусств, Лилль
Ян Квеллин. «Соломон и царица Савская», 17 век. Дворец изящных искусств, Лилль

Изумруды, напоминаю, гранить не умели, выглядели они тускловато. Еврейских и тем более савских не сохранилось, опять ставлю римские.

Римские украшения с изумрудами, 1-3 вв. н.э. (Британский музей)

Завтра расскажу о гигантском изумруде, подаренном царицей Соломону, что с ним стало, и о короне Люцифера.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.