Картины про убийство Николая II

02.08.2018

Тут была годовщина трагедии, и это хороший повод собрать в одном месте, что наделали (другой глагол употребить трудно) художники ХХ и XXI века по поводу гибели царской семьи.

Поскольку убили последнего русского императора примерно тогда же, когда сама собой скончалась реалистическая живопись, никаких приличных художников, чтобы нарисовать достойную картину на этот сюжет практически и не нашлось. В основном, честное слово, одни кадавры.

Некоторые авторы пытались быть как бы реалистическими художниками, но поскольку с анатомией не очень дружили во время учебы, получалось кривовато. Да, и если дева в момент своего убийства заламывает руки а-ля актриса Малого театра -- то учтите, такая поза в живописи уже в 18 веке устарела.

 Имя автора утеряно в интернетах.
Имя автора утеряно в интернетах.

Некоторые изображения созданы художниками, у которых вообще никакого художественного образования. Смотришь на них и непонятно: то ли это серьезно, но неумело, то ли это реально стеб.

Еще один автор с утерянным именем
Еще один автор с утерянным именем

Попробую придать своему обзору некое подобие хронологичности. Вот эти изображения, судя по открытке, найденной на ebay, созданы еще белоэмигрантами, то есть до Второй Мировой.

Везде эти обои фирменные в полоску... Там дело в том, что после расстрела город Екатеринбург красные оставили, и белые смогли начать расследование. Следователь потом книгу опубликовал. Так вот, образцы обоев как сувенир кто-то взял, и эта инфа об дизайне Ипатьевского дома быстро разошлась.

Вот это из белогвардейской или эмигрантской прессы рисунок (потому что яти и еры). Фи, почему великих княжон с голыми грудями изобразили? Не, ну известно, что тела обыскали и драгоценности с корсетов выковорили. Но зачем так рисовать? Вы же вроде сочувствующая пресса царю? Не одобряю.

А вот крутая конспирологическая вещь: обложка французского журнала 1926 года, про то, что царевича Алексея на самом деле спасли (его несет красноармеец слева внизу).

К середине 20 века эмигрантам мусолить эту тему надоело, да и покупательная способность у тех, кого это интересовало, кончилась.

В Советском Союзе, сами понимаете, расстрел царской семьи вообще табу был. Единственное исключение -- вот эта ранняя картинка 1927 года, и то она не прямо по теме.

 «Передача семьи Романовых Уралсовету». Художник В. Н. Пчелин. 1927 год
«Передача семьи Романовых Уралсовету». Художник В. Н. Пчелин. 1927 год

Поэтому у нас большая лакуна по времени, и тут мы переносимся уже к концу СССР, наверно, или к 1990-м. Неясно.

Нарисовал сии 2 картины наивный художник Михаил Антонов, и это не стеб, а народное "наивное искусство", в стиле Пиросмани такое. (Летом это можно увидеть на выставке, и крупно оно еще страшнее).

Расстрел вел. кн. Михаила Александровича
Расстрел вел. кн. Михаила Александровича

Другой раздел этой темы -- религиозный. Царскую семью ведь канонизировали. Сначала Зарубежная православная церковь, потом российская. В иконах Новомучеников (всех, пострадавших за веру от большевиков) и Царственных страстотерпцев (конкретно Романовых) изображение расстрела встречается почти всегда, если есть клейма.

Вот это, мне кажется, ранняя эмигрантская (судя по стилю) вещь.

 Клеймо Бостонской иконы новомучеников.
Клеймо Бостонской иконы новомучеников.

Красные буквы на стене - не просто так, а якобы найденная на обоях еврейская надпись, доказывающая, что это убийство было ритуальным. Расшифровали ее "знатоки мировых заговоров" как "Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы".

А это уже классическая современная иконопись России конца 20 века.

 Убиение Царской Семьи. Клеймо с иконы Собор новомучеников и исповедников Российских
Убиение Царской Семьи. Клеймо с иконы Собор новомучеников и исповедников Российских

А вот современная, как бы икона -- ну, по крайней мере, она изображает Царскую семью уже не во плоти.

Юрий Карпенко. "Гибель империи"
Юрий Карпенко. "Гибель империи"

И, наконец, прекрасный образец патриотической исторической живописи. От человека, ура! с художественным образованием. Вдобавок, у него хватило разумения не писать трупы, действуя на эмоции "в лоб", а показать только последствия. Сломанные игрушечки -- это конечно не бином Ньютона для передачи трагедии, но все же.

Павел Рыженко. Ипатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2) 2004 г.
Павел Рыженко. Ипатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2) 2004 г.

***

Покупайте мою книгу "Омерзительное искусство". Там все такое же... гм... доброе. И красивое! на ОЗОНЕ.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.