Кто прячется в «Возвращении блудного сына»?

28 December 2018

Знаменитое полотно Рембрандта имеет двух главных героев, отца и сына. А кто все остальные люди, скрывающиеся в коричневом сумраке фирменного рембрандтовского колорита?

Картина, написанная
Картина, написанная ок. 1666-9 гг., хранится в петербургском Эрмитаже

Напомню вкратце историю про блудного сына. Это притча, которую рассказывает Христос, иллюстрируя тезис, что Господь Бог простит всех грешников, если они придут к нему с раскаянием. Притча такая: у одного богатого человека было два сына, старший — ответственный, а младший, как это часто бывает — раздолбай. Наш герой, прямо как в сказках, именно младший.

Он пришел к отцу и сказал: — Слушай, мне не охота дожидаться, папа, пока ты помрешь. А жить красиво хочется. Давай ты мне мою половину наследства сразу выдашь, авансом?

В семье были какие-то странные, непонятные нам отношения: отец действительно выделил младшему кучу денег. И тот уехал заграницу и ушел в дикий загул.

"Блудный сын в таверне", 1525-50 гг. Худ. Huybrecht Beuckelaer
"Блудный сын в таверне", 1525-50 гг. Худ. Huybrecht Beuckelaer

За энное количество времени младший сын всю свою половину наследства прогулял, пропил и проблудил. Именно поэтому его стали называть "блудным", а также потому, что он — заблудшая душа, потерянный. Денег не осталось ни копейки, человек стал голодать, бомжевать. Чтобы выжить, он нанялся работать свинопасом.

Он сидел, голодный, смотрел на пасущихся свиней. И тут-то его и накрыло: он понял, что даже эти хрюшки питаются лучше, чем он сам.

Блудный сын. 1888. Худ. John Macallan Swan
Блудный сын. 1888. Худ. John Macallan Swan

А еще он понял, до какой степени унижения опустился. И вспомнил, в каком достатке и комфорте жил в отеческом доме. Поэтому решил проглотить свое достоинство (ежели у него какое еще осталось) и вернуться домой, просить прощения.

Именно это возвращение Блудного сына домой и изображено на картине Рембрандта. Молодой человек в обносках, роняющий тапки, стоит к нам спиной, на коленях. Его обнимает бородатый старик-отец.

Тапки! Роняя! Буквально!
Тапки! Роняя! Буквально!

По тексту притчи, отец, увидев своего младшего мальчика, начал обнимать его и целовать. Приказал помыть его и принести новую одежду, а также заколоть откормленного тельца ради празднества. Еще раз подчеркну, что сын-таки извинился за свое идиотское поведение (это важно для христианской морали притчи).

На этой детали видно, что у Блудного сына еще и голова обрита, то есть он окончательно обеднел и завшивел.
На этой детали видно, что у Блудного сына еще и голова обрита, то есть он окончательно обеднел и завшивел.

А дальше в тексте рассказывается о реакции положительного старшего брата, который все это время оставался дома и пекся о семейном бизнесе. Он пришел домой, увидел приготовления к пиру горой. И когда понял, в чем дело, то сильно напрягся.

Эмоционально нечуткий отец спросил его "в чем проблема?" (вы, кстати, заметили, что младших детей действительно обычно любят сильнее?). Старшой ответил:

— Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Вероятней всего, третий главный персонаж на картине Рембрандта — стоящий мужчина в красном в правой части полотна — это как раз и есть старший сын. Логично это предположить. (Однако уверенности у учёных в этом нет, уж больно сложная картина).

Но вернемся к разговору отца и старшего сына. Отец на раздражение собеседника весьма по-христиански ответил:

— Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На этом рассказ Евангелия обрывается, что было дальше с этой семьей — неизвестно. Для Нового Завета лишь важно, что отец тут иллюстрирует Бога, а Блудный сын — христианина-грешника, которого всегда примут обратно в лоно Церкви, если он как следует покается.

Но, если попытаться взглянуть на историю с точки зрения реального мира, следуя логике развития отношений, то будет так. Младший сын, наверняка, придя в себя и нарастив подкожный жирок, снова раскрутит отца на бабло и опять уйдет в загул. А старший будет скрежетать зубами и с трудом пытаться сберечь семейное достояние. И так и будет продолжаться, хождения туда-обратно, пока щедрый папенька не помрет. После чего младший будет пытаться играть на чувстве вины старшего, но получит шиш с маслом. Сорри, отвлеклась, давайте обратно к картине. На ней еще огромное количество персонажей, и зачем они там — неясно.

Вот, например, загадочный молодой человек, который сидит рядом со стоящим предположительным старшим братом, и смотрит на сцену обьятий.

Есть версия, что старший брат — это как раз и есть на самом деле он, поэтому у него такое выражение лица. А стоящий мужчина — бродячий Агасфер (потому что он якобы в дорожном плаще и с посохом), и он смотрит на Блудного сына, как на коллегу по бродяжничеству.

Еще во мраке потемневшего лака на живописном слое картины теряется женская фигура. Она стоит позади отца, выглядывая из-за колонны. Быть может, это мать (упоминаний о которой в сугубо патриархальном тексте притчи вообще нет, как будто ее вся эта история не касалась).

Колонна, за которой она прячется, украшена резной капителью, на которой изображен музыкант — флейтист. Есть версия, что это символ того, какое веселье вот сейчас начнется в доме, когда принесут зарезанного тельца примирения.

Разглядеть его трудновато: вглядитесь, это силуэт фигуры, закинувшей ногу на ногу. Он дудит в дуду.

Все это видно только если смотреть картину, расчищенную реставраторами от временного потемнения лака, хорошие крупноразмерные репродукции.
Все это видно только если смотреть картину, расчищенную реставраторами от временного потемнения лака, хорошие крупноразмерные репродукции.

На картине есть еще одна женская фигура, вообще уже непонятно кто. Впрочем, может, первая женщина — жена старшего брата, тогда матерью оказывается как раз вторая.

Она написана в левом верхнем углу картины, позади отца с сыном. На шее у нее черная бархотка и какая-то розовая подвеска, видимо, изображение сердца.

Из-за этого сердечка есть версия, что данная женская фигура — аллегорическое изображение добродетели Любви. Тем более, что у картины Рембрандта есть прототип — более ранняя гравюра малоизвестного художника, где Блудный сын с отцом изображены в окружении персонифицированных Веры, Надежды, Любви, Покаяния и Правды (все были аккуратно надписаны). Рембрандт в своем полотне маслом основывался на композиции той гравюры (он часто так делал, кстати), однако сильно все поменял. Может, тогда и другие неизвестные люди на картине — тоже персонификации чего-нибудь?

В общем, ничего с этой картиной окончательно не ясно. Но главное вы поняли — если долго вглядываться в произведение искусства (любое; хорошее), то оно начнет вглядываться в тебя (зачеркнуто), то в нем столько всего найдется! Главное — не пожалеть время на разглядывание.

Не забываем, что лучший подарок на Новый Год человеку, которому вы хотите подарить несколько бессонных ночей и много совершенно ненужной эрудиции это мои книги: «Омерзительное искусство» либо же «Апокалипсис в искусстве». На Озоне, на Лабиринте.