Кто такая боярыня Морозова и почему она тычет пальцем в небо

56k full reads
68k story viewsUnique page visitors
56k read the story to the endThat's 83% of the total page views
4 minutes — average reading time

5 любопытных и политически ангажированных фактов о знаменитой картине Василия Сурикова 1884-1887 годов из Третьяковки.

Кто такая боярыня Морозова и почему она тычет пальцем в небо

1) Главная героиня картины Феодосия Прокофьевна Морозова — миллионерша из высших слоев общества. С царской фамилией в свойстве — брат ее покойного мужа был женат на девице Милославской, сестре царицы. Однако это никак не помогло Морозовой, когда она пошла против мужа этой царицы, Алексея Михайловича.

Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"

2) Миллионы Морозовой не помогли, даже наоборот, внесли в ее борьбу с царем элемент личного интереса для государства. Одно ведь дело, если ты, государство, просто какого-нибудь либерала-нищеброда-фрилансера прихлопнешь. А другое — если этот оппозиционер еще и олигархом окажется, и его имущество можно конфисковать. А пока чиновники будут заниматься описями и конфискациями, ведь много всякого к их рукам может прилипнуть, не так ли?

Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"

3) Конфликт возник на почве неодобрения боярыней политики государства. Так все время бывает: скажем, хочет глава государства с Европой дружить, всякие преференции им предоставлять и разоружаться — а всякие ГКЧП сего не одобряют, они за консервативные коммунистические ценности. Или наоборот, желает вождь закукливаться и запрещать деятельность иностранных агентов — а олигархи, наоборот, за то, чтобы сеять сладость и свет иностранных знаний, да благотворительностью гринписовской заниматься. Конфликт боярыни Морозовой и царя Алексея Михайловича тоже был идеологический (маскировался под религиозный): он, вместе с патриархом Никоном, был за унификацию православия, приведения всего в порядок и постановку под жесткий контроль. Она же, вместе со своими единомышленниками (которых потом назовут "старообрядцами") считала, что контроль государства это зло, и реформы — это тоже фигня еретическая.

Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"

4) Жесты всегда важны для агитации толпы. Мы в ХХ веке так хорошо это знаем: зигующие толпы у Рейхстага и этот же жест у бритоголовых подростков. "V значит Victory", которое показывал на пальцах Уинстон Черчилль. Пионерский салют. В конце-концов, та же "рокерская коза", которая позволяет почувствовать свое единение с радостной толпой на офигительном рок-концерте (впрочем, сейчас вытянутые руки у всех сплошь заняты снимающими мобилами, увы).

Одним из ключевых камней преткновения между сторонниками реформ Никона и старообрядцами был спор, как креститься — двумя пальцами или тремя. На Руси издавна крестились именно двумя. Но Никон съездил в загранкомандировку в Грецию, и выяснил, что там уже 400 лет крестятся тремя (в честь Троицы и т.п.), решил, что мы отсталые и ввел это законодательно. Старообрядцы сочли это ересью и назло ему продолжали скрещивать только два пальца для крестного знамения и благословения (как боярыня на картине Сурикова). Притесняли их за это очень жестко.

Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"

5) Ничем хорошим эта борьба для Морозовой не кончилась. Если госмашина решила про тебе прокатиться (и забрать твои миллионы) — выход только один: сбегать на Тайланд. Но Морозова была идейная, да и до Тайланда до изобретения авиации далековато... зря.

Боярыня и ее сестра Евдокия Урусова были арестованы, пытаны на дыбе, заключены в земляную тюрьму в монастыре в Калужской области, где обеих примерно за год довели до смерти, уморив голодом. 14 человек из их слуг сожгли заживо. Ее учителя и вдохновителя, протопопа Аввакума, через несколько лет тоже сожгли.

Петр Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год
Петр Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год
Петр Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год

А состояние ее, ага, конечно конфисковали, как же без этого.

***

А еще у меня только что вышел материал, как нелицеприятно и в странных позах рисовали Распутина и императрицу в 1915-16 годах, вы наверняка пропустили.

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.