О чем на самом деле думает «Мыслитель» Родена

10k full reads
13k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 82% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Это одна из самых знаменитых статуй в мире. По какому поводу она была создана и что конкретно изображает?

Огюст Роден. «Мыслитель» . 1880-2 . Фото: (cc ) WIkimedia Commons
Огюст Роден. «Мыслитель» . 1880-2 . Фото: (cc ) WIkimedia Commons
Огюст Роден. «Мыслитель» . 1880-2 . Фото: (cc ) WIkimedia Commons

Дело в том, что Роден, создавая свой шедевр — как это часто бывает, совершенно не думал, что создает шедевр. Будущий «Мыслитель» задумывался как часть совершенно другого, масштабного и сложного проекта, который, как думал Роден, ему особенную славу и принесет. Вышло все наоборот: о том проекте мало кто сегодня помнит.

Идея была в том, чтобы создать на тему великой поэмы Данте «Божественная комедия» скульптурную группу, вернее, реальные ворота. Называлось это произведение «Врата ада» и на его рельефах и скульптурах изображались, собственно, души мертвых, которых Данте во время своего путешествия в ад встречал.

«Врата ада». Фото: (cc ) WIkimedia Commons
«Врата ада». Фото: (cc ) WIkimedia Commons
«Врата ада». Фото: (cc ) WIkimedia Commons

Для этих врат Роден создал много отдельных сюжетов, которые планировалось присобачить. Например, он иллюстрировал описанную Данте историю Франчески да Римини, которая влюбилась в брата своего мужа, тот застукал их за поцелуем и убил на месте.

Паоло, целующий Франческу (а также ревнивый муж) на картине Энгра.
Паоло, целующий Франческу (а также ревнивый муж) на картине Энгра.
Паоло, целующий Франческу (а также ревнивый муж) на картине Энгра.

Но, поскольку Роден был скульптором, причем с собственным стилем, делать на скульптуре всякие ренессансные рюшечки отделки ему было не интересно. Целующиеся Паоло и Франческо на его работе были изображены обнаженными. Это логично, согласно христианским представлениям: на том свете все мертвые, то есть души, нагие, в одежде не нуждаются (на картинах души без одежд и рисуют, словно младенчиков).

"Поцелуй" Паоло и Франчески на статуе Родена. Фото (cc) Wikimedia Commons
"Поцелуй" Паоло и Франчески на статуе Родена. Фото (cc) Wikimedia Commons
"Поцелуй" Паоло и Франчески на статуе Родена. Фото (cc) Wikimedia Commons

А потом Роден посмотрел на получившуюся у него статую целующейся парочки и решил: так круто получилось, причем тут какие-то ренессансные влюбленные? Вышел просто идеальный образ, идеальная скульптура про любовь. Так что статуя теперь просто называется «Поцелуй», и про ее предназначение для ворот ада мало кто помнит тоже.

Вот с «Мыслителем» вышла та же самая история. Изначально Роден посадил его на фоне мятущихся в аду душ, на верху ворот.

Фото (cc) Wikimedia Commons
Фото (cc) Wikimedia Commons
Фото (cc) Wikimedia Commons

Первоначально автор назвал ее «Поэт», то есть она изображала самого Данте, который забрел на тот свет и вот присел, в ужасе, ошеломлении и скорби от увиденного (а также задумывая свою будущую грандиозную поэму). Изображений Данте, гуляющего по аду, к тому моменту в мировом искусстве было много, но они в основном были живописными.

Например, на этой картине Данте (в красном) сидит на камнях в адской пустыне и смотрит на души тех же Паоло и Франческо, парящих над землей.

Дж. Р. Уилмер. 1930
Дж. Р. Уилмер. 1930
Дж. Р. Уилмер. 1930

Роден же, согласно своей теории изобразил без одежды и Данте, чтобы подчеркнуть его инфернальный, универсальный характер, не давать никаких привязок к конкретной эпохе. Еще он лепил тощего поэта с французского боксера — потому что это был не реальный Данте, а идеальный мужчина, в духе Микеланджело.

Кстати, у самого Микеланджело тоже есть скульптура, называемая «Мыслитель» ( Il Pensieroso), она украшает гробницу Лоренцо Медичи. Характерно, что ей универсальный, вневременной характер Микеланджело предал тем, что нарядил ее не в ренессансные одеяния, а в псевдоантичные доспехи.

Фото: (сс) Wikimedia Commons
Фото: (сс) Wikimedia Commons
Фото: (сс) Wikimedia Commons

Итак, сделал Роден своего пока еще «Поэта». И знаете, так получилось хорошо! Так всем понравилось! Какие ворота, он и без ворот отличный! А тут еще заметили сходство с микеланджеловским мыслителем. Так и появилось у статуи новое имя, которое оказалось еще более удачным и понятным. Потому что поэзией мало кто занимается, а вот тягостные раздумья бывают у каждого. Так авторский замысел скульптуры приобрел новые горизонты.

Фото: (сс) Wikimedia Commons
Фото: (сс) Wikimedia Commons
Фото: (сс) Wikimedia Commons

А еще Роден решил, что такое удачно произведение вполне имеет право на совершенно самостоятельное существование. И поэтому сделанных им собственноручно авторских повторений «Мыслителя» так много, что выяснять, где именно находится самый первый, оригинал, надо очень-очень долго (с бронзовыми скульптурами часто так). Но пальму первенства принято отдавать тому, который в парижском Музее Родена.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня появился инстаграмм, и там все время красиво.