Самая знаменитая жемчужина в мире принадлежала Клеопатре

26 March 2020

Продолжаю рассказывать о жемчуге в изобразительном искусстве. Вчера мы говорили о жемчуге королевы Елизаветы Тюдор, сегодня настала очередь еще более знаменитой женщины на троне.

Йорданс. "Пир Клеопатры" (фрагмент) 1653. Эрмитаж
Йорданс. "Пир Клеопатры" (фрагмент) 1653. Эрмитаж
Йорданс. "Пир Клеопатры". 1653. Эрмитаж
Йорданс. "Пир Клеопатры" (фрагмент) 1653. Эрмитаж

Пожалуй, самая знаменитая конкретная жемчужина в картинах -- Клеопатры.

История эта описана у Плиния в "Естественной истории": как-то поспорила царица и ее любимый Марк Антоний, кто из них закатит самую дорогую пирушку. Клеопатра вроде бы проигрывает, но тут она вынимает из уха серьгу с жемчугом цены немалой, растворяет в кубке с вином и выпивает получившееся.

Ян де Брай. Автопортрет с семьей в образе Марка Антония и Клеопатры (фрагмент). 1669.
Ян де Брай. Автопортрет с семьей в образе Марка Антония и Клеопатры (фрагмент). 1669.
Ян де Брай. Автопортрет с семьей в образе Марка Антония и Клеопатры. 1669.
Ян де Брай. Автопортрет с семьей в образе Марка Антония и Клеопатры (фрагмент). 1669.

Ученые, впрочем, уточняют, что растворить жемчуг можно было бы только в адском уксусе или совсем кислоте, а никак не в сладеньком винце, и соответственно, выпей Клеопатра это -- мы б имели сюжет "Живописный труп: Самоубийство Клеопатры" несколько пораньше.

Но да ладно, главное, что история красивая. Впрочем, возможно, то, что Клеопатре удалось выпить свою смесь, можно объяснить кислотно-щелочной реакцией, когда кислота нейтрализуется карбонатом кальция. Эксперимент никто не повторил за неимением жемчужины ценой в миллионы сестерциев.

Тьеполо. "Пир Клеопатры" (фрагмент). 1744. Национальная галерея Виктории
Тьеполо. "Пир Клеопатры" (фрагмент). 1744. Национальная галерея Виктории
Тьеполо. "Пир Клеопатры" 1744. Национальная галерея Виктории
Тьеполо. "Пир Клеопатры" (фрагмент). 1744. Национальная галерея Виктории

Плиний, кстати, рассказывает, что случилось с оставшейся непарной сережкой (вечно с ними проблемы -- выкинуть жалко, носить не с чем, девочки знают: я лично в рукоделии использую и кукол украшаю. Клеопатра поступила примерно также -- вторую сережку распилили пополам и украсили ими уже как "серьгами" статую Венеры в римском Пантеоне).

В искусстве этот сюжет называется обычно "Пир Клеопатры" и легко опознается по кубку+жемчужине (или жесту, когда царица тянется к уху). Иногда есть даже интереснее варианты: никакого пира и Марка Антония вокруг нету, а есть только барышня с жемчужиной.

Anthoni Schoonjans. "Клеопатра, кладущая жемчужину в кубок". 1706. Рейксмюзиум
Anthoni Schoonjans. "Клеопатра, кладущая жемчужину в кубок". 1706. Рейксмюзиум
Франсуа Лемуан. "Клеопатра". 1725.. Миннеаполис
Anthoni Schoonjans. "Клеопатра, кладущая жемчужину в кубок". 1706. Рейксмюзиум

Иногда бывает, что это просто так -- холст был небольшой, и поэтому художник ограничился 1 фигурой. А иногда видно, что это нарочно сделанный портрет реальной аристократки Нового времени в образе Клеопатры. В 17 веке такое любили: например, есть такой портрет Марии Манчини, племянницы кардинала Мазарини, той самой, соперницы мадемуазель Лавальер.

 Вуэ. "Мария Манчини в образе Клеопатры".
Вуэ. "Мария Манчини в образе Клеопатры".
Ф. де Труа. "Мадмуазель де Блуа в образе Клеопатры"
Вуэ. "Мария Манчини в образе Клеопатры".

И, конечно, все эти "Клеопатры" на картинах мастеров XVI-XIX веков, с точки зрения внешности (цвет волос, глаз, фигура) -- отнюдь не египтянки и не гречанки. А среднеевропейки, белокожие и светловолосые, именно того физического типа, который был моден в эпоху написания картины. Так что порой жест с жемчужиной -- единственный способ опознать в пышной "красавице", похожей на нашу императрицу Елизавету Петровну, знаменитую египетскую царицу... И вы теперь владеете этим навыком!

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.