43 463 subscribers

Самая знаменитая жемчужина в мире принадлежала Клеопатре

13k full reads
16k story viewUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 78% of the total page views
2 minutes — average reading time

Продолжаю рассказывать о жемчуге в изобразительном искусстве. Вчера мы говорили о жемчуге королевы Елизаветы Тюдор, сегодня настала очередь еще более знаменитой женщины на троне.

Пожалуй, самая знаменитая конкретная жемчужина в картинах -- Клеопатры.

История эта описана у Плиния в "Естественной истории": как-то поспорила царица и ее любимый Марк Антоний, кто из них закатит самую дорогую пирушку. Клеопатра вроде бы проигрывает, но тут она вынимает из уха серьгу с жемчугом цены немалой, растворяет в кубке с вином и выпивает получившееся.

Ученые, впрочем, уточняют, что растворить жемчуг можно было бы только в адском уксусе или совсем кислоте, а никак не в сладеньком винце, и соответственно, выпей Клеопатра это -- мы б имели сюжет "Живописный труп: Самоубийство Клеопатры" несколько пораньше.

Но да ладно, главное, что история красивая. Впрочем, возможно, то, что Клеопатре удалось выпить свою смесь, можно объяснить кислотно-щелочной реакцией, когда кислота нейтрализуется карбонатом кальция. Эксперимент никто не повторил за неимением жемчужины ценой в миллионы сестерциев.

Плиний, кстати, рассказывает, что случилось с оставшейся непарной сережкой (вечно с ними проблемы -- выкинуть жалко, носить не с чем, девочки знают: я лично в рукоделии использую и кукол украшаю. Клеопатра поступила примерно также -- вторую сережку распилили пополам и украсили ими уже как "серьгами" статую Венеры в римском Пантеоне).

В искусстве этот сюжет называется обычно "Пир Клеопатры" и легко опознается по кубку+жемчужине (или жесту, когда царица тянется к уху). Иногда есть даже интереснее варианты: никакого пира и Марка Антония вокруг нету, а есть только барышня с жемчужиной.

Иногда бывает, что это просто так -- холст был небольшой, и поэтому художник ограничился 1 фигурой. А иногда видно, что это нарочно сделанный портрет реальной аристократки Нового времени в образе Клеопатры. В 17 веке такое любили: например, есть такой портрет Марии Манчини, племянницы кардинала Мазарини, той самой, соперницы мадемуазель Лавальер.

И, конечно, все эти "Клеопатры" на картинах мастеров XVI-XIX веков, с точки зрения внешности (цвет волос, глаз, фигура) -- отнюдь не египтянки и не гречанки. А среднеевропейки, белокожие и светловолосые, именно того физического типа, который был моден в эпоху написания картины. Так что порой жест с жемчужиной -- единственный способ опознать в пышной "красавице", похожей на нашу императрицу Елизавету Петровну, знаменитую египетскую царицу... И вы теперь владеете этим навыком!

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.