Скандал на свадьбе русского князя

16 April 2020

Что именно нарисовано на знаменитой картине «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс» П. Чистякова?

Картина П. Чистякова, 1861 год. Русский музей
Картина П. Чистякова, 1861 год. Русский музей

Продолжаю рассказывать о поясах в искусстве: вслед за поясом Венеры, царицы амазонок и Богородицы пришла очередь поговорить о нашем родном, российском.

Самый знаменитый пояс в русской истории вызвал войну, которая длилась 20 лет. Произошло это так: в 1433 году женился юный московский князь Василий II. На свадьбе его маме Софье Витовтовне нашептали: «а вон на том кузене, сыне звенигородского князя-то, надет золотой пояс, который 70 лет назад на свадьбе вашего покойного свекра Дмитрия Донского стибрили!»

Фрагмент картины Чистякова
Фрагмент картины Чистякова
Фрагмент картины Верещагина
Фрагмент картины Чистякова
Фрагмент картины Дмитриева-Оренбургского
Фрагмент картины Чистякова
Фрагмент картины Гуна
Фрагмент картины Чистякова

Дело в том, что Василий II был сыном старшего сына Дмитрия, а опоясанный кузен – сыном младшего сына Дмитрия по имени Юрий, который, будучи живым дядей, пытался безотцовщину Василия II все время доминировать и отбирать власть (см. лествичное право наследования).

То, что кузен явился на свадьбу в краденой реликвии дедушки, было позором жениху (потому что, как мы теперь знаем, пояса были не просто украшениями, а регалиями – это как если б он в краденой Шапке Мономаха к ее владельцу явился).

Илл. Игорь Куприн («Вокруг света»)
Илл. Игорь Куприн («Вокруг света»)

Софья Витовтовна, гордая литвинка, подошла к гостю и сдернула с него золотое украшение. Тут же подсуетился пожилой боярин, который 70 лет назад на свадьбе Донского был и поэтому покражу опознал (история выглядит неправдоподобно, кажется, все это провокация просто). В общем, опозоренный кузен без пояса (практически «с голым задом») удалился, по пути домой разграбил Ярославль.

Иллюстрация из летописи
Иллюстрация из летописи

Началась война, Москву взяли, Софью Витовтовну дядя Юрий взял в плен, новобрачному Василию II выкололи глазки и стал он носить прозвание «Темный». Потом колесо Фортуны опять повернулось, старшая ветвь вернула себе Москву, престол унаследовал сын Темного Иван Великий, дедушка Грозного… Как-то так.

Что с поясом было потом – неясно. Думаю, Юрий с сынами в какой-то момент себе его торжественно вернул, победив москвичей? Это было бы логично. В общем, сгинула реликвия.

Картина Гуна
Картина Гуна

В 1861 году в Академии художеств, придумывая тему для экзамена по классу исторической живописи, именно эту. Так появилось пять картин одной и той же даты.

Их авторами стали П. П. Чистяков, В. П. Верещагин, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, К. Ф. Гун и К. Б. Вениг (я нашла 4, кроме последней). Победителем конкурса стал Чистяков, его картина самая тиражируемая. Хотя мне больше нравятся другие – не такие театральные.

Картина В.П. Веещагина (еще одного, не художника-баталиста, а тезки)
Картина В.П. Веещагина (еще одного, не художника-баталиста, а тезки)
Картина Дмитриева-Оренбургского
Картина В.П. Веещагина (еще одного, не художника-баталиста, а тезки)

На этих картинах на заднем плане всегда - новобрачные (Василий II Темный и его невеста Мария), а с другой стороны, рядом с опозоренным кузеном (его тоже звали Василий, но только Косой, потому что по результатам этой войны ему не 2 глаза выколют, а только 1), рядом с ним пишут его брата Дмитрия Шемяку.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.