42 803 subscribers

Три ведра водки за «Взятие снежного городка»

4,1k full reads
4,9k story viewsUnique page visitors
4,1k read the story to the endThat's 84% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

История создания знаменитой картины, которая стала для автора антидепрессантом.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891, Русский музей
Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891, Русский музей
Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891, Русский музей

Уроженец Красноярска художник Василий Суриков в конце 1880-х — начале 1890-х годов был мрачен и бездеятелен: недавно скончалась его любимая жена, и он пребывал в тяжелой депрессии. Чтобы немного отвлечься, он поддался уговорам родни и переехал вместе с двумя маленькими дочками из Москвы на родину, в Сибирь. Дома его кормили и развлекали, но Суриков оставался будто потухшим, не брался за кисти.

Портрет Елизаветы Суриковой, жены художника. 1888
Портрет Елизаветы Суриковой, жены художника. 1888
Портрет Елизаветы Суриковой, жены художника. 1888

Брат Александр тормошил его, как мог, возил по местам, пригородам и деревням, памятным им с детства. И вдруг удача: что-то мимолетное напомнило ему народную забаву, которую он неоднократно наблюдал в детстве, в том числе по дороге в родное село матери, Торгошино. Суриков вспоминал потом: «За Красноярском, на том берегу Енисея, я в первый раз видел, как „городок“ брали. Мы от Торгошиных ехали. Толпа была. Городок снежный. И конь чёрный прямо мимо меня проскочил, помню. Это, верно, он-то у меня в картине и остался».

Фрагмент картины
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Лишь только удачная идея пришла в голову художника, как началась охота за натурой. Возникло некоторое затруднение: дело в том, что к последнему десятилетию XIX века эта народная казачья забава, «взятие снежного городка», которое традиционно устраивалось в последний день Масленицы, как и другие самобытные обычаи, начала постепенно исчезать из быта людей.

Весной 1890 года, во время Масленицы с братом отправились в село Ладейки, расположенное неподалёку от Красноярска. Там братья попросили местную молодежь устроить «взятие городка». Как вспоминают, устройство этого представления обошлось им в «три ведра водки», которые пришлось выставить молодым казачкам, а также наверняка их старшим товарищам, которые указывали, как правильно строить крепость, как обливать ее водой, чтобы схватилась льдом понадежнее, и какие именно правила у этой в буквальном смысле слова зубодробительной игре.

Крестьянин с хворостиной (этюд Василия Сурикова для картины "Взятие снежного городка", 1890-1891)
Крестьянин с хворостиной (этюд Василия Сурикова для картины "Взятие снежного городка", 1890-1891)
Крестьянин с хворостиной (этюд Василия Сурикова для картины "Взятие снежного городка", 1890-1891)

Считается, что после этого Суриков устроил одну (или даже несколько) инсценировок взятия городка во дворе их дома в Красноярске. Действительно, так зарисовывать было бы гораздо проще: а представьте, как все участники веселились, барахтаясь в снегу.

Некоторые из изображенных людей написаны с представителей простого сословия, обычных казаков, чьи лица понравились художнику. Но важными участниками действия Суриков сделал представителей интеллигенции — наверняка тех самых людей, кто играл в снежки во дворе суриковской усадьбы: родного брата Александра, племянницу Татьяну Доможилову, свою любимую натурщицу Екатерину Рачковскую (жену врача).

Этюд с брата Александра. Помните Никиту Михалкова в роли сэра Баскервиля? Он не зря так похож на Александра Сурикова, ведь Василий  Суриков — его родной прадедушка
Этюд с брата Александра. Помните Никиту Михалкова в роли сэра Баскервиля? Он не зря так похож на Александра Сурикова, ведь Василий Суриков — его родной прадедушка
Этюд с брата Александра. Помните Никиту Михалкова в роли сэра Баскервиля? Он не зря так похож на Александра Сурикова, ведь Василий Суриков — его родной прадедушка

Брат вспоминал о позитивном эффекте, который оказала на вдовца работа над картиной: «за работой этой картины Вася уже менее стал скучать о жене; одним словом, до некоторой степени пришёл в себя, стал бывать в гостях и у нас бывали знакомые».

Когда «Взятие снежного городка» было закончено, Суриков начал показывать полотно на выставках, не только в столице, но и провез по всей России. Картина очень понравилась и обычной публике, и либеральным критикам. На международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль. Настроение более или менее поднялось. Суриков вернулся к труду и создал еще несколько великих картин, в том числе «Переход Суворова через Альпы».

Однако никогда он больше не женился, а на картинах своих писал дочерей и внучек.

Три ведра водки за «Взятие снежного городка»

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.