Золотые пояса в искусстве

10 April 2020

Сегодня это забылось, а ведь пояса были намного символичней, чем кольца: они были оберегами, их использовали в брачном обряде, ими подпоясывали в рыцари, сорвать пояс – было оскорблением.

Реконструкция наряда Золотого человека из Иссыка (5-3 вв. до н.э.)
Реконструкция наряда Золотого человека из Иссыка (5-3 вв. до н.э.)

Пояса были ценнейшей частью одеяния воина, знаком его чести (тем более, что на них крепился меч). Чем круче был воин, тем ценнее его пояс, его бляшки и пряжка. Недаром в скифских курганах так много золотых поясов, а русские великие князья отдельно упоминали их в завещаниях. На востоке пояса до 20 века были регалией шаха, как корона. Их носили все, без них было никак вообще, распутехами никто не ходил.

Но о важнейшем значении пояса, с изобретением карманов и пуговиц, забылось.

Эллинистический пояс (2 в. до н.э.)
Эллинистический пояс (2 в. до н.э.)

В исторической живописи от этого мы имеем парадокс: художники 19 века понятия не имели, что пояса рыцарей и королев были РОСКОШНЕЙШИМИ. Археологи, этнограф и историки тогда начинали догадываться о культурном значении поясов – а до живописцев инфа не дошла.

Ставлю вам фотографии археологических находок, музейных вещей (для сравнения). А рядом – исторические картины, где персонажи изображены с поясами.

Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)
Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)
Пояса Дагестана
Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)
Вестготская пряжка, золото, гранаты.
Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)
Альфонсо VII Кастильский. Худ. Х.М. Родригес де Лосада (1890-е)
Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)
Древняя Греция, 4-3 век до н.э.
Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)
Елена Троянская. Худ. Gaston Brussiere (1895)
Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)

Самой приличной из найденных оказалась эта польская картина, впрочем, она уже достаточно поздняя: до живописцев что-то начало доходить, с опозданием примерно в век...

Королева Ядвига. Худ. А. Августинович (ок. 1920)
Королева Ядвига. Худ. А. Августинович (ок. 1920)

И то, мне пришлось перелопатить кучу живописи, чтоб найти людей с хоть какими-нибудь драгоценными поясами. Обычно рисуют скучные кожаные ремни (как на этой картинке – да король Артур бы от позора умер, надев такое!).

«Король Артур». Худ. N. C. Wyeth (1922)
«Король Артур». Худ. N. C. Wyeth (1922)

Даже наш Васнецов не знал, что такое роскошный «поясной набор», увы.

Бывает, вообще не рисуют пояса – и мечи к латам рыцарей на таких картинах, видимо, на клею крепились…

1) Генрих IV Мекленбургский. (18-19 век?). Художник знает про пояса: один на талии, служебный, для привески предметов (оружия), второй на бедрах, золотой, для престижа. 2) Hans Thoma - Wächter vor dem Liebesgarten (1890). Что не так с этим рыцарем? Теперь вы знаете.
1) Генрих IV Мекленбургский. (18-19 век?). Художник знает про пояса: один на талии, служебный, для привески предметов (оружия), второй на бедрах, золотой, для престижа. 2) Hans Thoma - Wächter vor dem Liebesgarten (1890). Что не так с этим рыцарем? Теперь вы знаете.

Владея этим тайным знанием, таперича, при взгляде на историческую картину, сразу ищете пояса – если есть, то художнику зачет за попытку хоть какой-то исторической достоверности. Или просто наличие мозгов.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.