Московские Красные ворота – до того, как они стали станцией метро

7 May 2019

Согласно некоторым источникам, 7 мая 1742 года в Москве, по случаю коронации Елизаветы Петровны, завершилось строительство Красных ворот – и у нас появляется повод сказать пару слов об этом примечательном сооружении, чьё имя спустя век после физического разрушения, продолжает жить в названиях – площади и станции метро. Впрочем – по порядку…


…Справедливости ради – в 1742-м Красные ворота не были собственно построены – однако, пережили очередную, так сказать, «реинкарнацию». Впервые эта Триумфальная арка (кстати – первая в России) была возведена в честь Полтавской виктории. (По совпадению, как раз в день торжественного прибытия Петра и родится его упомянутая дщерь… О значении события свидетельствуют слова царя-победителя: «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!»)

…Позже ворота, впрочем, пригодятся – и благополучно простоят пятнадцать лет, пока уже Екатерина I не перестроит их по своему вкусу – и для собственной коронации. Увы, век новой (но по-прежнему деревянной) конструкции окажется недолог – в начале тридцатых она сгорит… Таким образом, Красные ворота Елизаветы Петровны станут третьими по счёту…

Московские Красные ворота – до того, как они стали станцией метро

…и тоже сгорят шесть лет спустя. Наконец, в 1753-м возрождение столь знаковой достопримечательностей будет поручено архитектору Дмитрию Ухтомскому (кстати, большому специалисту именно по триумфальным аркам – хотя отдалённый потомок Юрия Долгорукова и главный столичный архитектор отметился множеством не менее выдающихся строений). На сей раз, с учётом печального опыта, арка станет каменной (хотя в основу был положен дизайн Екатерины I)… С некоторыми усовершенствованиями (вроде смены портрета Елизаветы сначала на двуглавого орла – а потом и на Ленина) Красные ворота простоят до 1927 года – и будут снесены при расширении Садового кольца. (Любопытно, что годом раньше большевики зачем-то подвергли их капитальному ремонту).


…Звучное имя присвоят станции метро (павильон которой расположен как раз на этом месте) – в 1962-м её переименуют в честь родившегося когда-то по соседству Лермонтова; а в 1986-м – обратно. (И это – первый прецедент в перестроечной столице!) …Что касается происхождения названия – то здесь единого мнения нет.  По одной из версий, арка была выстроена на дороге, которая вела в знаменитое Красное село; по другой – Красными ворота прозвали за красоту… Так или иначе, имя настолько прилипнет к этой триумфальной арке, что в конце XIX века её (изначально – белую) действительно перекрасят.

P.S. Возвращаясь к большевикам – во время упомянутого ремонта Красных ворот, они их, по неясным причинам, вновь побелят. Впрочем, это – совсем другая история.

Московские Красные ворота – до того, как они стали станцией метро

https://shatff.livejournal.com/1310680.html