Штурманы ВВС – кто они и чем занимаются?

Сегодня – День штурмана Военно-воздушных сил России. (Как мы помним, морские штурманы отмечают в январе – по случаю открытия в 1701 году Навигацкой школы. Помним мы и весьма своеобразное отношение Петра нашего Первого к представителям этой славной профессии: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают!»)

История воздушных штурманов, по понятным причинам, к царю-реформатору отношения иметь не может – потому, слегка поразмыслив (день штурмана ВМФ был учреждён в 1996-м; ВВС – в 2000-м)… так вот – хорошенько покопавшись в архивах, нашли приказ N 325 от 24 марта 1916 года о создании Центральной аэронавигационной станции. (Подписал его Михаил Алексеев, начальник штаба Верховного главнокомандующего – то есть Николая II, в печальной судьбе которого генерал вскоре сыграет весьма двусмысленную роль…) Но мы отвлеклись.

…Получить должное развитие после своего образования служба не успеет – тем более, что две трети имевшихся на конец 1917-го авиаотрядов окажутся у так называемых «белых». Хотя, именно те времена были воистину «золотыми» для лётчиков-наблюдателей (как их тогда называли) – именно они, поглядывая «под крыло самолёта», сличали местность с картой – и пальцем указывали пилоту куда лететь!.. (Кое-какие приборы имелись – но были настолько несовершенны, что на них никто особо не полагался).

…Согласно источникам, к 1920-му в Красной армии числилось всего сорок шесть авианавигаторов – и, по окончании Гражданской, большевики со свойственной им целенаправленностью займутся подготовкой новых кадров. Соответствующую школу переведут из Киева в Москву; первый выпуск состоится уже на следующий год – а уже в 1923-м должности уже аэронавигаторов появятся в каждой эскадрилье.


P.S. …Что касается самого́ термина «штурман», то его в авиацию привнесёт Борис Стерлигов, лётчик-наблюдатель, ставший в 1930 году начальником Аэронавигационной службы ВВС РККА. (Годом раньше он был штурманом первого в истории перелёта Москва – Нью-Йорк, а в августе 1941-го станет организатором сенсационного авианалёта на Берлин. Затем наш первый в истории флагманский штурман будет разрабатывать маршруты перелётов по ленд-лизу из Аляски через Дальний Восток и Сибирь – а также примет участие в советско-японской войне 1945 года).