Поговорили о будущем образования. Нагнали тревоги

5,8k full reads
12k story viewsUnique page visitors
5,8k read the story to the endThat's 48% of the total page views
6,5 minutes — average reading time
Из цитируемого источника
Из цитируемого источника
Из цитируемого источника

Петербургский экономический форум (2-5 июня 2021 г.) не обошёл стороной образование. Про его будущее говорили много и вдохновенно, даже с поклонами в адрес учителей и традиционного образования. Думаю, это не случайно. Неделю назад 27 мая прошло скандальное обсуждение этого будущего в Комитете Государственной Думы. К этому обсуждению мы вернёмся чуть позже.

Предлагаю сначала прочитать выдержки из выступления в Петербурге вице-президента Сбербанка Марины Раковой. Обратите внимание на отсутствие обоснований в суждениях и на наукообразие речи, перемешанной англицизмами.

«Полноценный персональный формат образования может быть только в оффлайне, поэтому в массовом образовании будут использоваться технологии, основанные на обработке больших баз данных», — заявила вице-президент Сбербанка Марина Ракова 3 июня на Петербургском международном экономическом форуме.

Ракова уверена, что качественное образование без учителей и наставников получить нельзя, а в онлайн это неэффективно и невыгодно. «В силу этого 100% онлайн не будет работать никогда. Он может работать, но он значительно снизит наше капасити и таймтумаркетис в то время, которое нам необходимо для того, чтобы обеспечить свое лидерство в той или иной передовой отрасли: выйти на фронитир развития наук, технологий и так далее».

https://rossaprimavera.ru/news/43b78c92

Марина Николаевна знает много английских слов, но не переводит их на язык родных осин, на котором тоже излагает коряво. Перевожу со словарём, так как изучал немецкий язык. Знатоки английского поправят меня в комментариях.

1) on — вкл., off — выкл., line — линия, сеть. Образование в оффлайне — это образование вне сети. Вторая часть первого предложения противоречит первой части: как будут использоваться чудесные технологии, если образование вне сети?
2) капасити (capacity) вместимость, ёмкость;
3) таймтумаркетис (Time to Market) — это время от начала разработки идеи до выхода на рынок;
4) фронитир (frontier) — граница, рубеж.

Что так невежливо хотела сказать Марина Ракова, я примерно понимаю. 100 %-го образования в сети не будет, оно неэффективно и невыгодно, так как это снизит возможности страны в выходе на передовые рубежи науки. Полноценное образование даёт обучение с учителем, то есть традиционное образование. Что нового она сказала? Кстати, где и на кого она училась?

«Ракова Марина Николаевна родилась 7 апреля 1983 года в городе Горняк Алтайского края в семье педагога и прокурора. С 1989 по 2000 год обучалась в гимназии № 74 в Барнауле. Участвовала в международных форумах, конкурсах и соревнованиях, среди которых Intel ISEF и European contest for young scientists. В 2002-м окончила Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Позже обучалась в Алтайской академии экономики и права».

Марина Ракова биография и карьера в Сбербанк, последние новости и фото. (finparty.ru)

Меня смущает скоропалительность обучения в МВТУ им. Н.Э. Баумана (всего два года). Это незаконченное высшее образование? Хотя должна была бы потянуть. Интернет знает о её талантах.

Поговорили о будущем образования. Нагнали тревоги

Оцените: девочка-подросток — автор тридцати теорем в классической планиметрии! Это достойно книги рекордов Гиннеса! У классиков планиметрии — Пифагора и Фалеса — было по одной наиболее известной теореме… Но у них мама не работала учителем математики в их школе. Неужели только этим объясняется взлёт таланта и бесследное его растворение в дальнейшем? Ни два года в МВТУ, ни Алтайская академия экономики и права не дают педагогического образования, без которого трудно ожидать от Марины Николаевны понимания сути образования в школе. А без этого — сколько ни вворачивай англицизмов, речь не станет научной, да она и не про образование вовсе. Продолжу цитирование из того же источника.

«Вице-президент Сбербанка отметила, что в образовании будущего самое важное — персонализация, когда у «каждого ребенка есть супер-профессионал педагог», но это невозможно обеспечить в такой большой стране, как Россия.

«Поэтому селективный подход — для чистого оффлайна. При этом для нашей страны этот эксклюзивный бутиковый формат фонд (Фонд „Талант и успех“ — прим. ИА Красная Весна) развил на территории всей страны. В каждом регионе есть такой центр. При этом мы понимаем, что через этот центр каждый ребенок пройти не может», — пояснила она.

Менеджер Сбербанка сообщила, что в массовом образовании будут использоваться цифровые технологии: «Поэтому для обеспечения персонализации массовой приходят на помощь цифровые технологии. Это образование дэйтадривен».

По её словам, в массовом образовании будут учитываться особенности больших групп учащихся: «В какой-то момент, когда мы анализировали бигдэйту, мы увидели, что в шестом классе по конкретной теме у девочек достижения на четверть ниже, чем у пацанов. Мы выдвигали разные гипотезы, и в итоге пришли к продукту, когда все задачи по этой теме были сделаны в формате семантики и лексики, которые ближе девочкам в шестом классе — принцессы, кареты, лошади, и их достижения выросли на 26 %. Это и есть персонализация, когда мы видим каждую секунду, что происходит с обучающимся».

Попытаемся понять смысл сказанного.

Термин «персонализация» использован два раза во взаимоисключающих смыслах, что уже отмечено выше. Про подбор сюжетов задач, привлекательных для девочек, — это попытка продемонстрировать профессионализм и использование чудо-техники на благо обучения. Но Марина Николаевна не знает, что в шестых классах девочки опережают мальчиков в физическом развитии, они лучше организованы и мотивированы на учёбу и показывают результаты немного лучшие, чем их одноклассники-мальчишки. Чуть позже мальчики подтягиваются в развитии и различие в результатах выравнивается, мальчики начинают выбиваться в лидеры по результатам обучения. Поэтому рассказ про принцесс, кареты, лошадей и рост достижений на 26 % это сказка для непрофессионалов — развесистая клюква.

Я специально остановлюсь на этом вопросе, так как написал несколько книг про обучение детей решению текстовых задач. Классическая методика обучения учит: для повышения результатов обучения нужны не «интересные» принцессы, кареты и лошади, что уводит фантазии девочек от связи между известными и неизвестными величинами, а «совсем не интересные» карандаши, книги на полках, которые позволяют удержать их внимание на упомянутых взаимосвязях.

Ну а эксклюзивный бутиковый формат, дэйтадривен, бигдэйт это «они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном» (А.П. Чехов, «Свадьба»).

Итак, нам строят сословное образование с отбором по способностям. Догадайтесь, у кого они окажутся выше, если учесть, что инструмент подсчёта находится «у кого надо», да и возможности обучить выше у богатых.

Отобранные таланты — будущее высшее сословие — будут учить учителя, а остальных, обречённых в будущем обслуживать высшее сословие, будут учить преимущественно в сети. Там высокие профессионалы не нужны, достаточно сторожа по фамилии Тьютор. То, что это прямое нарушение Конституции РФ, провозглашающей равный доступ к образованию, почему-то никого не волнует.

За неделю до выступления Марины Николаевны министр цифрового развития и массовых коммуникаций РФ Максуд Шадаев простодушно выдал «государственную тайну». Причина цифровизации образования, по его мнению, заключается в нехватке денег у государства. Этот министр считает нас всех дураками? Во время Великой отечественной войны денег хватало, а в мирное время — нет?

Поговорили о будущем образования. Нагнали тревоги

Министр Шадаев возмутил родительскую общественность при обсуждении 27 мая перспектив образования в свете его цифровизации. Анна Швабауэр подискутировала с ним по проблемам цифровизации образования.

Ссылка на видео:

Обратите внимание, как пусто и неинтересно говорила про образование Марина Николаевна, мало что понимающая в нём. Ей и не надо, она просто хочет казаться научно подкованной и заботящейся о детях. На самом деле она нанята Сбером не для заботы о детях и образовании, а для продвижения цифровизации образования, как бизнеса Сбера. А как выверенно и точно, со ссылками на исследования учёных об опасностях цифровизации для детей говорит юрист Анна Швабауэр! Министр вёл себя по отношению к ней возмутительно. По-барски.

Там был ещё один барин — депутат Госдумы Хинштейн А.Е. Он буквально затыкал рот члену Совета по правам человека при Президенте РФ Ашманову И.С., который изложил свое видение проблем обеспечения безопасности школьников в процессе цифровой трансформации образования. Это надо посмотреть. Если вас возмутило поведение депутата Хинштейна, вы можете ознакомиться с письмами, ссылки на которые приведены ниже. Если вы согласны с письмами, то направьте их по указанным адресам, так как любимое правительство, любимые депутаты не имеют представления о реальном восприятии обществом, родителями школьников идей цифровизации образования.

Ссылка на видео:

Публикации по теме

1. Министр назвал истинную причину цифровизации образования: «В России нет денег на содержание учителей».
https://rusdozor.ru/2021/05/28/ministr-nazval-istinnuyu-prichinu-cifrovizacii-obrazovaniya-v-rossii-net-deneg-na-soderzhanie-uchitelej/

2. Скандал в госдуме: после вопроса о референдуме депутат не сдержался.
https://tsargrad.tv/news/skandal-v-gosdume-posle-voprosa-o-referendume-deputat-ne-sderzhalsja_361427

Ссылки на письма:

1. В Комиссию Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.
В комиссию ГосДумы. Письмо 1

2. Председателю партии «Единая Россия» Медведеву Д.А.
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Володину В.В. (копия)
Руководителю фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ Неверову С.И. (копия)
Председателю партии «Единая Россия». Письмо 2