Таблица умножения больше не нужна?

19 October
Кадр из цитируемого ролика
Кадр из цитируемого ролика

В сети появился ролик с забавным названием: Таблица умножения больше не нужна / Умножение любых чисел без калькулятора - YouTube

Ну всё, свершилось! - подумал я. Теперь к проблеме "Дети не читают" добавится проблема "Дети не считают". Нет, дети считать будут, но не вычислять произведения чисел, а считать точки, выписывать цифры по данному правилу, будут ли они при этом что-то понимать, будут ли вычислять стоимость четырёх авторучек по 35 рублей, рисуя линии и подсчитывая точки? Я даже не сомневаюсь - не будут. Точнее: надеюсь, что не будут. Прежде всего потому, что алгоритм получения ответа ничуть не короче алгоритма вычисления столбиком, да и умножать 2 на 3 рисованием линий и подсчётом точек их пересечения - это полная потеря темпа работы и способности мыслить. Да и деревьев жалко - это сколько же бумаги надо извести, если вычислений много?

Почему я так категоричен? Дело в том, что запоминание таблицы умножения однозначных чисел - это ещё и средство тренировки и развития памяти. Надеюсь, что серьёзные учителя и серьёзные родители не слушают некоторых профессоров и академиков РАО, которым не стыдно вслед за известным банкиром заявлять, что знаниям в школе больше учить не нужно, так как все знания есть в Интернете. Даже не хочется всерьёз обсуждать бредовые заявления, которые нам транслируют почитатели западных методик оболванивания детей.

В школу дети ходят не только для того, чтобы получать знания, они ходят для того, чтобы учиться обращаться с информацией, со знаниями, учиться думать. Учить надо не только тому, как получить верный ответ, но и тому, как убедиться, что он верный, как понять, почему данное действие приводит к верному ответу и т. п. Хотел бы я послушать ответ автора ролика на вопрос: "Что делать, если ученик хотя бы в одном из множителей случайно поменяет местами линии, соответствующие числу десятков и числу единиц? Он догадается, что записал неверный ответ?"

А что тогда можно делать с роликом, ссылка на который приведена выше? Можно показать его пятиклассникам, которые уже изучили умножение многозначных чисел, и попросить детей ответить, действительно ли теперь таблица умножения не нужна и можно обойтись обсуждённым японским способом умножения? Пусть обоснуют своё суждение.

Приведу пример умножения многозначных чисел из Древней Индии. Он помещён в виде задачи в пункте "Исторические сведения" в учебнике "Математика, 5" (С.М. Никольский и др., Просвещение). Это продолжение разговора про вычисление произведения многозначных чисел. В нём гораздо больше математики и используется таблица умножения.

Таблица умножения больше не нужна?

Благодарю коллегу А.Я. Волошинову за присланный ролик.