Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

26k full reads
47k story viewsUnique page visitors
26k read the story to the endThat's 55% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
Фото из открытых источников. Наше будущее после освоения "грамотностей"
Фото из открытых источников. Наше будущее после освоения "грамотностей"
Фото из открытых источников. Наше будущее после освоения "грамотностей"

В марте 2008 года было опубликовано интервью с академиком В.И. Арнольдом под названием «Наступает век невежества». В нём всемирно известный математик поделился своей тревогой о судьбе математического образования в России и в мире. Про американскую школу, которую российские реформаторы взяли за образец для подражания, Владимир Игоревич сказал, что там «процветает пустая болтовня, и она заменяет подлинную науку. Я могу продемонстрировать это еще одним примером. Несколько лет назад в Америке шли так называемые «Калифорнийские войны». Штат Калифорния вдруг заявил, что школьники недостаточно подготовлены, чтобы учиться в университете. Ребятишки, приезжающие в Америку, к примеру, из Китая, оказываются подготовлены гораздо лучше, чем американские. Причем не только по математике, но и по физике, химии и другим наукам. Американцы превосходят своих зарубежных коллег во всевозможных «сопутствующих» предметах — тех, которые я называю «кулинарией» и «вязанием», а в фундаментальных науках — сильно отстают».

https://scepsis.net/library/id_1880.html

Прошло 12 лет. И вот «кулинарию» и «вязание» уже вводят в российское математическое образование под видом математической грамотности. Вместо образования детей хотят одарить грамотностями. Вспоминается классическое: «Песок неважная замена овсу!»

Внешний посыл такой. В национальном проекте «Образование» первая цель сформулирована так:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Качество математического образования определяют при помощи международных исследований. Введено Средневзвешенное место России в мировом рейтинге образования по придуманной управляющим и надзирающим начальством формуле, в которой неудачи на выходе из процесса обучения (8 класс) нивелируются первым местом в умении читать и понимать текст на входе в процесс (4 класс). И получается 13,5 место (2020 г.) — в чём?

Чтобы подняться в этом рейтинге выше 13,5 места начальству надо срочно поднять показатель математической грамотности для восьмиклассников с 27 места (2020 г.). В стране, кроме подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, ввели теперь и подготовку к проверке математической грамотности. И всё в ущерб фундаментальному образованию. У нас вводится если и не « пустая болтовня», заменяющая подлинную науку, то, во всяком случае, какое-то «ориентирование» (географическое, по схемам эвакуации, по сайту театра), не имеющее никакого отношения ни к математике, ни к математической грамотности, если к этому термину отнестись разумно. Давайте убедимся в сказанном на задачах из демоверсии 2021 года, по которой моя внучка готовится к испытанию в 6 классе.

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задания 1-2 по математике 5-6 классов. Задание 3 — особый жанр — подготовка к решению аналогичных заданий в ЕГЭ. Это святое!

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 4 — текстовая задача с лишними данными на уровне начальной школы.

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 5 связано с математикой минимально, скорее, это географическая (естественно-научная) грамотность. Надо к 9 ч (информация на рисунке) прибавить 2 ч, получим время приземления в Москве по непереведённым часам (новосибирское время). Да ещё вычесть 4 ч — Новосибирск находится в часовом поясе МСК+4, время в Москве на 4 ч меньше. Получим 7 ч.

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 6 — чистое ориентирование по схеме эвакуации со сверкой движения по предложенному ответу и с поиском основного коридора и лестничного холла сначала в списке помещений (номера 4 и 13), а затем на схеме. Примечательно, что в ответе упоминаются три поворота вправо/влево, а на схеме их пять. Проверяемый должен включить «соображалку» и сказать себе: «Тут есть неточность, но вы не собьёте меня с толку, я выберусь». Креативное задание! Г. Греф будет доволен. Это же он ратует за развитие креативного мышления в условиях отсутствия работы по развитию мышления.

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?
Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 7 требует рассуждений по исключению игр, не отвечающих хотя бы одному условию. В задании ничего не говорится про время игры, поэтому время игры здесь «отвлекалочка» — информационный шум. Две игры надо исключить, иначе не все будут довольны, ещё две игры надо исключить по числу задействованных игроков. Остаётся «Тайна Юпитера».

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 8 не комментирую. Это «геометрия на практике».

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 9 на борьбу с информационным шумом. Надо понять, что только три зелёных сектора связаны с временем жизни динозавров и что они составляют примерно 1/3 круга. Тема «Круговые диаграммы» отражена — зачёт.

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 10 на чтение текста и географическое ориентирование (юг, запад, юго-запад,…). Вопросы по прочитанному будут в заданиях 10.1 и 10.2.

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

А задание 10.3 никак не связано с заданием 10. Зачем такой нумерацией вводить учащихся в заблуждение? Тоже «отвлекалочка»?

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

В задании 10.3 не указано, что какой-либо маршрут городского транспорта от дома проходит мимо станции метро. Если это условие ученик (сельской школы в том числе) должен домыслить, то почему бы составителям таких заданий не домыслить, что они напрасно тратят время учителей и учащихся? Выбор ответа «195 рублей» не вытекает из условия задачи со всей определённостью.

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 11 на подбор чисел, удовлетворяющих условиям задачи. Ускорению подбора поможет понимание делимости чисел. Вряд ли после получения ответа «2-й подъезд, 3-й этаж» учащиеся будут доказывать, что других вариантов нет, от них этого не требуют. Но это уже и не совсем математическая грамотность — находить вариант, удовлетворяющий условиям задачи, и терять другие варианты, если они существуют.

Ударим математической грамотностью по математическому образованию?

Задание 12 — на ориентирование на сайте театра, нахождение там нужной информации. Оно окончательно убеждает меня в том, что наши «стратеги» приближают российскую школу к американской, где главные цели образования заключаются в том, чтобы выпускник умел прочитать расписание самолётов (поездов), умел поставить галочку в нужном месте при голосовании на выборах и умел написать заявление о приёме на работу. Сейчас у них добавились новые цели: отказ от белой и половой идентичности. Тут нам ещё есть куда падать!

Встречалось сообщение, что учащихся в США по несколько раз в год тренируют в написании заявления на работу, но большая часть выпускников так и не выучивается этой мудрости. Если планка целей образования устанавливается на такой недопустимо низкой отметке, то и она не преодолевается.

Наши стратеги, если не из соображений вредительства, то по доверчивости (природную глупость исключаю из вежливости) выбрали в образовании направление, которое я сравнил бы с ракетами-ловушками, которые отстреливает вертолёт, чтобы пущенная в него ракета угодила не в корпус, а в отвлекающую своим теплом ракету-ловушку.

Так и с образованием. Чтобы дети не получили хорошее фундаментальное образование («Как же ими тогда управлять?»), позволяющее в качестве бесплатного бонуса легко решать предложенные составителями задачи на «математическую грамотность», их учат задачам на «математическую грамотность», которые в качестве пониженной цели образования убивают важную для учащихся, государства и общества цель — развить каждого на максимум его способностей во всех направлениях школьного образования.

Математическая грамотность — это ракета-ловушка для хорошего образования, которому мешают стать доступным каждому школьнику. И кто у нас выгодополучатель от всей этой симуляции бурной деятельности? Учащиеся? Государство? Общество? — Да нет! Их всех обкрадывают управляющие и надзирающие начальники. Смешно сказать, ради какой цели. Всё ради прикрытия одного места, куда клюнет жареный петух, если фальшивая цель образования (десятка в рейтинге) не будет достигнута.

Так не пора ли признать, что цель-то фальшивая!

Официальная демоверсия МЦКО: Скачать в PDF

В тему. Мнение академика В.И. Арнольда о влиянии интересов общества потребления на образование

https://pikabu.ru/story/akademik_arnold_ob_amerikanskom_obrazovanii_1218824

И тут мне вспомнилось, что однажды я выступал по заданной сверху теме

Математическая грамотность: результаты и оценки, проблемы, решения А.В. Шевкин. Всероссийский семинар. Красноярск. 10.09.2016.

Там я вежливо критиковал программу по математике 2015 года и показывал, что ограничиваться задачами математической грамотности губительно, что надо идти к нормальному математическому образованию. Там есть мысли про порядок изучения чисел и обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.