В.И. Матвиенко помогает цифровизаторам образования

13 April

С добавлением фрагмента урока "на удалёнке" от 14.04.2020.

На сайте http://katyusha.org/view?id=14072 опубликован материал Форсайтщики развивают успех: Матвиенко и Кравцов выступили за узаконение электронной школы как одной из основных форм обучения, в котором есть ссылка на текст Валентины Ивановны Матвиенко в блоге на сайте Совета Федерации. Там, кроме прочего, написано про образование.

«Мы давно уже обсуждали современные возможности для школьного образования в цифровую эпоху. Больше говорили, чем делали. Время шло. Сейчас коронавирус вынудил нас фактически в одночасье повсеместно перейти на такой формат обучения. Естественно, отечественная образовательная школа, да и вузы, оказались в значительной мере не готовы к этому. Некоторые родители справедливо возмущаются, когда онлайн-обучение сводится к рассылке заданий в чате и такому же сбору ответов. Да, какие‑то школы и педагоги справляются лучше. Другие хуже. Есть вопросы к методикам преподавания, поскольку они не адаптированы к новым условиям, к статусу и правам педагога, работающего удаленно, к критериям и формализации оценки знаний, полученных дистанционно».

Что написала уважаемая Валентина Ивановна? Она смягчила сообщение о провале первой недели обучения «на удалёнке»: того нет, этого нет… И что же делать? — Как что? — Узаконить эту неразбериху, уравнять в правах обычный учебный процесс под руководством специально обученного учителя и обучение через компьютер-планшет-айфон под руководством родителей, которые уже покрыли эксперимент своими восторгами.

Вот вам пример для восхищения. Это алгебра в 9-10 классе. Тема «Предел последовательности». Закадровый голос, никаких записей — они произносятся и воспринимаются с голоса! Никаких вводных пояснений и примеров — одно только формальное определение, которое в массовой школе давать не обязательно. А школьники что? — Правильно, лупают глазами, как совята, за которыми мы наблюдаем во время действа.

d9117e63-5e74-4f4b-99a2-c305d64e9fc6

Валентина Ивановна пишет:

«Конечно, традиционную школу с непосредственным общением педагога и ученика отменять не следует. Во всяком случае, я придерживаюсь такой позиции. Без этого не может быть полноценной социализации, интеграции ребёнка в общество. Но надо понимать, что дистанционное обучение теперь уже не будет практиковаться как резервный, временный способ только в чрезвычайных ситуациях вроде нынешней. Оно имеет немало плюсов. Глупо это отрицать. Пандемия коронавируса дала импульс движению к формированию системы школьного и вузовского образования, органично сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии обучения. Будущее именно за такой системой. А она требует более точного правового, законодательного оформления уже в ближайшее время».

Валентина Ивановна всей мощью своего административного ресурса поддержала влажные мечты проводников цифровизации образования в России. Что мне вспомнилось в связи с этим сюжетом? Попытки соединить традиционный учебный процесс с новейшими достижениями техники своего времени происходят не в первый раз. Мы же помним, что когда появился доступный калькулятор, то некоторые горячие головы стали говорить, что это революционно поменяет учебный процесс, освободит учащихся от рутинных вычислений, позволит изучать много чего интересного вместо скучных вычислений столбиком. Один автор даже свой учебник назвал «Математика для 5 класса с калькулятором». Правда, очень быстро остыл и в названии учебника для 6 класса калькулятор пропал. Как оказалось, скучные вычисления в столбик учат не только вычислять, применять математику для практических расчётов, но ещё тренируют память на удерживание информации, делает много чего полезного для правильного устройства мышления детей, о чём подробнее надо читать у психологов. Вычисления в столбик, ручное письмо, чтение текстов развивают ребёнка.

Помню, как в школе 679 г. Москвы в 80-е нас накрыла мода на технические средства обучения (ТСО). Урок без применения эпидиаскопа, диапозитивов, диафильмов, фрагментов кинофильмов или учебного телевидения не мог быть признан хорошим. В классном журнале была специальная графа, куда писали три буквы ТСО, если они применялись на уроке. В школе был киномеханик, который по заявкам учителей пару раз в неделю привозил учебные кинофильмы из районной фильмотеки. У этих технических средств были свои плюсы и минусы, но они были лишь одним из инструментов в руках учителя, ведущего урок. Никакие технические средства того времени не предполагали и не могли потеснить учителя с его главенствующего положения у доски.

Вот это положение, учитель у доски «прямоугольного» класса цифровизаторам не нравятся. Они давно мечтают о низведении учителей до положения обслуги, оказывающей образовательные услуги, стоящей за спиной учащихся в позе «чего изволите?», — до раздатчика заданий, которого со временем можно заменить на электронного учителя. Гуру из ящика будет тестировать, подбирать задания, проверять, вести портфолио… и т. п. — и что главное, не будет возражать против образовательных инициатив форсайтщиков. Наконец-таки «реформаторы» образования избавятся от «малокомпетентных старушек», как на рубеже веков назвал учительниц один их большой начальник.

Валентина Ивановна пока не требует отменять традиционную школу с традиционным человеческим общением… И на том спасибо. Она хочет сочетать приятное с полезным. Быть может, её ещё не посвятили во все тайны предстоящих перемен… Или она в курсе, но успокаивает нас, чтобы мы не волновались прежде времени. Вот она говорит про органичное сочетание как традиционных, так и дистанционных, цифровых технологий обучения. Но этого как раз и не планируется. Цифровой гуру Песков отлил однажды в граните:

Он предполагает, что образование будет дешёвым и компьютерным для большинства или дорогим и человеческим - для кого надо, потому что знания у Пескова стремительно обесцениваются! Валентине Ивановне надо бы разобраться в целях этих ребят и держаться от них подальше, а не помогать им проталкивать разрушительные идеи.

А что даст массовое дистанционное обучение, которое пытаются на законодательном уровне приравнять к традиционному обучению? Развитие мышления, памяти? Формирование лучших человеческих качеств или «людей одной кнопки»?

Ну-ну! Поживём — увидим. Но дело сопротивления образовательным фантазиям людионеров постепенно перейдёт к родителям школьников. Что-то мне подсказывает, что их протест будет куда как более чувствителен для власти, чем робкие возражения загнанных в нескончаемой гонке учителей.