ДРУГОЙ УРОВЕНЬ

Есть такой опыт у ученого Бурлакова, то ли научный, то ли антинаучный - здесь мнения разделились.

Рядом делали две кладки икринок и наблюдали за их
развитием.

И вот, если кладки делали одновременно, то они начинали как будто друг друга невидимым образом поддерживать. И в той и в другой было меньше патологий, выше была выживаемость и так далее.

Но если одну кладку делали раньше, то она начинала каким-то неведомым образом подавлять вторую, которая была "моложе" - в ней было больше уродств, болезней, смертей.

Мне кажется, в педагогике есть похожий эффект.

Когда группа растет одновременно, ученики поддерживают друг друга. А когда в группе есть явная "команда лидеров" - они начинают остальных подавлять.

Что делать? Разбивать эту команду? Бить им по башке, что они не росли слишком быстро? Глупо же.

Самое скверное, что иногда преподаватель сам выступает в роли такой "команды подавляющих лидеров". Когда сам начинает конкурировать со своими учениками и подавлять их своей охеренностью.

Мне кажется, что педагог должен стать таким "вечным начинающим". Каждый раз проходить с нуля тот путь, который проходит его группа.

И то же самое должно происходить с "командой лидеров". Их нужно направлять на помощь остальным.

Они проходят тот путь, который они уже прошли, но на другом уровне, наблюдая бывших себя со стороны.

И тогда происходит чудо - группа тянется за лидерами, а они переходят на другой уровень.

Становятся мастерами.

Ваш

Молчанов

Каждый год наши выпускники-лидеры с успехом переходят на другой уровень и становятся мастерами!