Как сценарное мастерство превратило обезьяну в человека

16 September 2018

Два месяца назад в зоопарке Сан-Франциско в возрасте 46 лет умерла горилла Коко, которая умела говорить.

Она различала более двух тысяч слов и знала около тысячи жестов жестового языка. Она умела шутить и описывать свои чувства — грусть, недовольство.Самая известная шутка Коко: она называла себя «хорошей птичкой», заявляя, что умеет летать, но потом призналась, что это шутка. Когда её бойфренд, горилла Майкл, оторвал ногу у её тряпичной куклы, Коко сказала ему на языке жестов: «Ты грязный плохой туалет!».

Коко различала прошлое и будущее.
Ей были известны такие абстрактные понятия, как «скука» и «воображение». Когда Коко увидела лошадь с удилами во рту, она сигнализировала «Лошадь печальна».
Она воспитывала котят. Когда один из ее воспитанников умер, она показала, что он ушел туда, откуда не возвращаются.
Коэффициент ее интеллекта был по разным оценкам от 70 до 90.
Ученые давно выяснили, что граница мышления между людьми и животными не непроницаема. Животные могут демонстрировать некоторые признаки присутствия у них мышления.
Но они делают это только в неволе.
Только под давлением.
Животные начинают пытаться мыслить только тогда, когда их к этому принуждают.
В обычной для них среде разум не нужен им для выживания.
Несколько дней назад я посмотрел на ютубе интервью с одним чрезвычайно известным блогером. Раньше я читал его тексты, но видео видел впервые. Это выглядело ужасно. Бегающие глаза, косноязычие и полная невозможность сосредоточиться на одной мысли в течение хотя бы пяти секунд. Хуже, чем у рыбки Гуппи. То есть буквально – он начинал говорить фразу и к концу фразы забывал, что было сказано в начале.
И еще он все время как будто шарил руками вокруг себя, ища телефон. Видно было, что он очень некомфортно чувствовал себя оффлайн.
Когда-то, когда я работал в газете, мне случалось брать на работу в качестве журналистов известных блогеров. Всех их очень скоро пришлось уволить за полной неспособностью организовать свою работу. Они круглыми сутками торчали в своих блогах, но сконцентрироваться на заметке в тысячу знаков – для них это была непосильная задача.
Фо зе рекордс – я пишу это не для того, чтобы оскорбить всех блогеров. Наверное, среди них есть и исключения. Да и сам-то я в каком-то смысле тоже немножко блогер…
Так вот.
Мне кажется, что вот это неконтролируемое блогерство – когда ты можешь писать что хочешь, о чем хочешь, когда хочешь и в каком хочешь ключе и каком хочешь объеме – ведет к очень быстрой деградации не только навыков письма, но и навыков мышления.
То есть. Давление дисциплины и ограничений превратило гориллу Коко в почти человека.
Отсутствие этого давления и дисциплины превращает человека в почти обезьяну.
Думаю, если бы мы попросили этого блогера пройти текст на IQ, показатель был бы близок к показателю Коко или даже ниже.
Только нужно понимать, что у Коко не было выбора. А человек все-таки обладает некоторой свободной выбора.
Все, что есть у человека – это давление стыда и страха, о котором говорил Лотман. Именно это давление создает культуру.
Если ты поддаешься этому давлению – остаешься человеком. Не поддаешься – деградируешь до обезьяны («Вперед, к обезьяне» - помните такую книжку?).
Я думаю, что сценарное мастерство – это одна из немногих дисциплин, которая позволяет человеку оставаться человеком.
Прежде всего потому, что в сценарном мастерстве очень много ограничений. Как изучать материал, как его обрабатывать, как смотреть, как слушать, как выстраивать историю, как создавать каждую сцену, как редактировать.
Невозможно написать сценарий «по наитию». Нужны годы дисциплинированного обучения.
И вот эта дисциплина – это то, что очень сильно меняет человека вне зависимости от качества написанных им сценариев.
Вот уже три года я беру для
своего канала на ютубе интервью у писателей и сценаристов.

Каждый раз я готовлюсь к интервью, изучаю биографию и фильмографию героя. Готовя вопросы, я ищу некую внутреннюю логику, выстраиваю структуру нашего разговора.
И вот что я заметил – многие мои герои прямо в процессе разговора, отталкиваясь от моих вопросов, выстраивают свою историю. Это происходит неосознанно, просто по привычке к дисциплинированному, структурному мышлению. Наблюдать за созданием этой истории – чистое наслаждение.
Но еще круче – научиться создавать такие истории самому.

Ваш
Молчанов