Какой корабль американцы строили для русского флота? История броненосца «Ретвизан»

«Ретвизан». Фрагмент картины художника В.С. Емышева
«Ретвизан». Фрагмент картины художника В.С. Емышева

«Ретвизан» построен в Америке по заказу России, но под Андреевским флагом ходил не долго. Большую часть своей двадцатипятилетней истории провел во флоте Японии. В конце XIX века эта империя стала наращивать свои морские силы. Скорость работы отечественных заводов не позволяла быстро вводить в строй современные корабли. Поэтому часть контрактов решили разместить за границей. Американским верфям выдали заказы на строительство новейшего броненосца и крейсера.

За основу будущего «Ретвизана» МТК предложил взять быстроходный «Пересвет». Почти весь 1898 г. ушел на согласование проекта. Американцы торопились с чертежами, МТК возвращал на переделку обнаруженные недочеты.

Работы на стапеле в Филадельфии стартовали осенью 1898 г., а официальная закладка датирована июлем следующего года.
Через пятнадцать месяцев после закладки верфь спустила корпус на воду, сдать готовый корабль заказчику планировалось весной 1901 г.
«Ретвизан», вид на левый борт и корму. Ист.: navsource.narod.ru
«Ретвизан», вид на левый борт и корму. Ист.: navsource.narod.ru

Несмотря на американскую сборку, орудия главного калибра создавал Обуховский завод. Новая конструкция башен позволяла «американцу» считаться одним из самых скорострельных на флоте. Однако испытания и тесты отодвинули на лето 1901 г., после их окончания броненосец ушел на завод для исправления поломок.

10 марта 1902 г. его приняли в состав флота.

Если судить по датам, с июля 99-го по март 902-го гг., то строительство шло семимильными шагами. Схожий проект на русских заводах мог быть осуществлен за 6-7 лет. «Классическая» схема: отсутствующий полубак, в миделе корпуса цитадель, две массивные мачты, три крупные трубы, высокие мостики. Вооружение сосредоточено в двух башнях, батарейной палубе, цитадели, на марсах и верхней палубе. Проектные 18 узлов развивались двумя вертикальными паровыми машинами, мощность которых составляла 17100 ЛС.

«Ретвизан» на параде, 24.06.1902 г. Фото капитана 1-го ранга Н.Н. Апостоли
«Ретвизан» на параде, 24.06.1902 г. Фото капитана 1-го ранга Н.Н. Апостоли

Множество технических новинок применены в этом проекте, в том числе система загрузки топлива в открытом море. «Ретвизан» мог использоваться в качестве флагмана, и на борту предусмотрели адмиральский салон и штабные помещения. Боезапас насчитывал 76 выстрелов на 305-мм орудие, 199 выстрелов на 152-мм пушку и 325 выстрела на 75-мм орудие. Все вооружение производилось в России, затем доставлялось в Америку для установки на корабль.

Первое дальнее плавание, трансатлантический переход в Кронштадт, он провел весной и летом 1902 г.

В этом же году возглавляемый броненосцем отряд ушел с Балтики на Тихий океан. В 1903 г. Тихоокеанская эскадра пополнилась «Цесаревичем» и «Баяном».

«Ретвизан» в Кронштадте, 1902 г. Ист.: navsource.narod.ru
«Ретвизан» в Кронштадте, 1902 г. Ист.: navsource.narod.ru

История Русско-японской войны.

Фрагменты первых минут войны: январь 1904 г., ночь, внешний рейд Порт-Артура, эскадра в полном составе, атака миноносцев.

Японцы добились попаданий в «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Палладу». Треть эскадры выбыла из строя за одну ночь в самом начале боевых действий. Утром выяснилось, что пытаясь своим ходом войти во внутренний рейд, «американец» оказался на мели из-за увеличившейся осадки.

Почти месяц поврежденный броненосец оставался на внешнем рейде, попытки стащить его с мели терпели неудачи. Он выполнял функции артиллерийской батареи, прикрывая фарватер, для защиты от миноносцев развернули противоторпедные сети, с берега кинули телефонную линию. Благодаря этому японцам не удалось запереть Тихоокеанскую эскадру во внутреннем бассейне крепости.

«Ретвизан». Ист.: журнал МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
«Ретвизан». Ист.: журнал МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

У противника созрел план: затопить на входе в гавань несколько брандеров и закрыть выход в море. «Ретвизан» мог задействовать для отражения атак артиллерию правого борта и обе башни главного калибра. Ночью 10 февраля состоялся бой с японскими брандерами и прикрывавшими их миноносцами. Пять вражеских брандеров были уничтожены огнем береговых батарей, русских миноносцев и броненосца.

Снять его с мели и завести в крепость смогли 24 февраля. Работы растянулся на всю весну, в Порт-Артуре отсутствовало нужное оборудования, не было дока, чтобы залатать пятнадцатиметровую пробоину. Только 23 мая, после потери «Петропавловска», корабль полностью отремонтировали. К этому моменту японская армия заканчивала окружение Порт-Артура с севера, и железнодорожное сообщение прекратилось.

«Ретвизан» в Америке, 1902 г. Ист.: navsource.narod.ru
«Ретвизан» в Америке, 1902 г. Ист.: navsource.narod.ru

«Ретвизан» шел вторым в колонне во время июньской попытки прорыва во Владивосток. Совместно с крейсерами он участвовал в обстрелах приморского фланга японской армии. Во время боя в Желтом море броненосец снова был вторым в строю, а самым серьезным повреждением в первой части боя стала пробоина в носу, через которую заливалась вода.

В пять часов после полудня вышла из строя носовая башня. В половину шестого эскадра потеряла «Цесаревич», сбился строй, никто из командиров не смог наладить управление, и корабли повернули назад в осажденную крепость. Не считая множества попаданий, повреждений, влияющих на боевые возможности, сражение не принесло.

Броненосец «Хизен». Ист.: navsource.narod.ru
Броненосец «Хизен». Ист.: navsource.narod.ru

«Цесаревич» и два крейсера прорвались на юг. После этого боя оставшиеся в Порт-Артуре силы попыток выйти в море и навязать адмиралу Того схватку не предпринимали. Из экипажей сформировали десантные роты, орудия и прислугу распределили между батареями и укреплениями. 19 сентября в окрестности Порт-Артура прибыла 280-мм артиллерия.

Отряд продержались около месяца, пока сжималось кольцо окружения, и противник захватывал стратегические высоты для корректировки огня. 23 ноября «Ретвизан» был потерян, не выдержав множества попаданий тяжелыми снарядами. Перед капитуляцией моряки планировали подорвать лежащие на грунте в бухте броненосцы.

Броненосец «Хизен» в Сасебо, октябрь 1908 г. Ист.: navsource.narod.ru
Броненосец «Хизен» в Сасебо, октябрь 1908 г. Ист.: navsource.narod.ru

Прошел год, и японцы начали поднимать затопленные русские корабли.

В 1908 г. японский флот пополнился линкором «Хизен», восстановленным и модернизированным после уничтожения в Порт-Артуре.

На нем заменили котлы, сняли марсы, переделали трубы, убрали часть русской артиллерии среднего калибра и поставили английские пушки.

Он участвовал в Первой Мировой Войне, охотился на адмирала Шпее в Тихом океане, охранял конвои. Во время Гражданской войны в России ходил во Владивосток. Летом 1924 г. блестяще исполнил свою последнюю роль – плавучей мишени для линейных сил японского флота.