Война и мир «Трех Святителей» на Черном море

Эскадренный броненосец «Три Святителя». Ист.: tsushima.su
Эскадренный броненосец «Три Святителя». Ист.: tsushima.su

«Три Святителя» образца 1893 г. Первый башенный черноморский броненосец, до него корабелы отдавали предпочтение барбетам. Они считались проще, дешевле и легче. Однако башни могли быть лучше защищены. Создавался на казенном заводе Николаевского адмиралтейства. Заложен 15.11.91 г., спущен 12.11.93 г., введен не позднее 31.12.96 г., списан не позднее 31.12.22 г. Сдан на хранение весной 1918 г., то есть примерно 22 года в списках действующего флота.

Замысел «Трех Святителей» основывался на его балтийском однокласснике «Наварине». Сам корабль, в свою очередь, стал ориентиром для разработчиков последующих броненосцев Черноморского флота. Подготовка проекта и согласование его с Морским министерством и МТК от первоначальной задумки до исполнения ее в конкретных чертежах заняла около двух лет.

Осенью 1891 г. на верфи приступили к работе.
«Три Святителя» в Севастополе, 1895 г. Ист.: navsource.narod.ru
«Три Святителя» в Севастополе, 1895 г. Ист.: navsource.narod.ru

Эскиз заметно увеличился в размерах относительно своего прародителя. Полное водоизмещение его превышало водоизмещение «Наварина» почти на 3150 т. Длина «Трех Святителей» была больше на 10,7 м., ширина – на 1,9 м. Корабль имел классический для броненосца силуэт с крупной надстройкой, двумя башнями, высокими мачтами и дымовыми трубами.

Решено было не стоять в бесконечной очереди за отечественными изделиями на Балтийском заводе, а купить ГЭУ у англичан. Новенькие, с иголочки, паровые машины должны были выдавать не менее 10600 ЛС. Этого с лихвой хватало, чтобы уверенно держать 16,5 уз. полного хода. Угольные бункеры величиной в 1000 т. обеспечивали дальность до 2400 морских миль.

«Три Святителя», вид на корму, предп. 1890-ые гг. Ист.: navy.su
«Три Святителя», вид на корму, предп. 1890-ые гг. Ист.: navy.su

Броню заказали французским и английским производителям вооружений. В районе пояса навешивали броневые плиты толщиной 457 мм. Башни главного калибра оснащались броней в 406 мм. Боевую рубку закрывали плиты толщиной 305 мм. «Три Святителя» получился чрезвычайно защищенным кораблем, что было скорее исключением, чем правилом для флота XIX-XX вв.

Вооружения начинались с четырех 305-мм пушек Обуховского завода со стволами длинной в 40 калибров. Они располагались в двух башнях на носу и корме и обладали широким сектором обстрела. Суммарный боезапас погребов составлял 300 выстрелов к главному калибру. Восемь 152-мм орудий устанавливались в бронированном каземате, по четыре штуки на борт.

«Три Святителя» в море, предп. 1890-ые гг. Ист.: navsource.narod.ru
«Три Святителя» в море, предп. 1890-ые гг. Ист.: navsource.narod.ru

Также на нем имелись четыре 119-мм пушки, десять 47-мм и сорок 37-мм. Места 119-мм орудий находились на ярус выше артиллерийской палубы среднего калибра. Патронные пушки устанавливались в надстройке, на боевых марсах, в носовой и кормовой оконечностях. По традиции на корабле предусмотрели места для шести 457-мм торпедных аппаратов.

Модернизация 1911-1912 гг.

В 1908 г. занялись поиском вариантов продления срока службы устаревшим черноморским броненосцам, построенным в последнее 10-летие XIX в. и ранее. Предстояло решить судьбу «Синопа», «Георгия Победоносца», «Двенадцати апостолов» и «Трех Святителей». В составе главных сил с соответствующей модернизацией артиллерийского вооружения решено было оставить только последний из них.

Линейный корабль «Три Святителя». Ист.: tsushima.su
Линейный корабль «Три Святителя». Ист.: tsushima.su
Перевооружение началось в ноябре 1911 г. и продолжилось до декабря следующего 1912 г.

Была демонтирована вся противоминная артиллерия и торпедные аппараты, на борту остались лишь две 47-мм салютные пушки. Отказались от боевых марсов и поставили менее массивные мачты. Для установки дополнительных орудий среднего калибра увеличили каземат и уменьшили надстройки.

Количество 152-мм пушек увеличили с восьми до четырнадцати штук. Десять из них были в новом каземате, а еще четыре установили на его крыше в тех местах, где ранее находилась 119-мм артиллерия. На поздних фотографиях хорошо различимы небольшие башенки в углах каземата. Эти изменения позволили повысить боевые возможности до уровня последних черноморских броненосцев.

Линейный корабль «Три Святителя», вид на правый борт. Ист.: tsushima.su
Линейный корабль «Три Святителя», вид на правый борт. Ист.: tsushima.su

В Первой мировой.

Как и весь Черноморский флот, во время Первой мировой войны корабль активно участвовал в боевых действиях на море.

17 ноября 1914 г. одной из первых была проведена операция против турецкого города Трапезунда (современный Трабзон).

Возвращаясь в Севастополь следующим утром, эскадра адмирала Эбергарда столкнулась с ЛК «Гебен» и сопровождавшим его крейсером «Бреслау». За 10-15 минут боя «Три Святителя» успел сделать три полных залпа из орудий главного калибра.

Следующая встреча с «Гебеном» произошла через шесть месяцев, в мае 1915 г.

Русское командование планировало наладить постоянные обстрелы турецких укреплений, защищавших вход в Босфор. Для этого 7-10 мая был организован рейд к проливу. Эскадра разделилась, «Три Святителя» и «Пантелеймон» ушли ближе к берегу. Утром 10 мая «Гебен» атаковал оставшиеся силы Эбергарда. Отосланные корабли вернулись обратно, и «Гебен», вступив в бой с русским отрядом в полном составе, поспешил отступить.

«Три Святителя» в Севастополе, 1914 г. Ист.: navsource.narod.ru
«Три Святителя» в Севастополе, 1914 г. Ист.: navsource.narod.ru
В середине весны 1915 г. флот устроил две бомбардировки Босфора.

Для ведения огня по целям на побережье были выделены «Три Святителя» и «Ростислав». Обстрелы проводились сериями в течение двух дней, первый – 28 и 29 марта, второй – 1 и 2 мая. Группа атаковала и азиатский, и европейский берега пролива. Задействованы были только орудия главного и среднего калибров, стрельба велась со значительного расстояния.

После вступления в строй двух дредноутов организационная структура Черноморского флота претерпела серьезные изменения. Все броненосцы автоматически были переведены во 2-ю бригаду линкоров. А затем «Три Святителя», как один из самых старых кораблей, вывели в ближайший вооруженный резерв. В боевых операциях на переднем крае участия больше не принимал.

Линейный корабль «Три Святителя», вид на левый борт. Ист.: navy.su
Линейный корабль «Три Святителя», вид на левый борт. Ист.: navy.su

Весной 1916 г. его перевели в Новороссийск, где он прикрывал порт от возможных набегов турецкого флота. После активизация русской армии в Закавказье особая важность придавалась поддержке приморского фланга сухопутных войск. Броненосец привлекался к конвойной службе и охране транспортов. В 1917 г. «Три Святителя» навсегда вернулся в Севастополь. Там он стал свидетелем сдачи флота немцам, интервенции бывших союзников по Антанте и Гражданской войны.