Как понять, есть ли у ребенка проблемы в общении со сверстниками?

01.11.2017

Размышления психолога: детская дружба, какая она на самом деле

Общение со сверстниками - важный компонент формирования личности. Родители не всегда могут распознать есть ли у ребенка проблемы в общении со сверстниками или все в порядке. Чтобы разобраться в этом вопросе, сегодня я поразмышляю о том, что же такое детская дружба и как она изменяется с годами.

Первый этап - ранний возраст

Дружба у детей, точнее ее содержание, зависит от возраста ребенка. Как правило первый интерес к сверстникам малыши начинают проявлять в возрасте 2-3 лет и вся их дружба, скорее всего, будет сводиться к “поделиться совочком или ведерком”.

Второй этап - дошкольный возраст

Следующий этап - “добро за добро, зло за зло” приходится на дошкольный период. В возрасте 3 - 7 лет дети, как правило, непременно с кем-то дружат и заключается это в том, что дети сходили друг к другу в гости, вместе поиграли, погуляли, обидели друг друга, извинились, угостили конфеткой.

Третий этап - дружба младших школьников

Следующий этап развития межличностных отношений между детьми приходиться на начальную школу, как раз тот период, когда учеба становится ведущим видом деятельности. Дружба детей в возрасте 7 - 10 лет как правило сильна, но крайне недолговечна. Строится она на географических принципах (рядом живем, сидим за одной партой, ходим на одну секцию и т.д.). Для младших школьников дружба скорее представляется взаимовыгодным сотрудничеством: дал списать, а я тебя защитил, дала мне заколку, а я тебе ластик. Среди мальчиков доминируют деловито-предметные отношения, а вот среди девочек дружба в этом возрасте уже приобретает межличностно-доверительный оттенок.

Стоит отметить, что в этом возрасте дети уже начинают оказывать друг другу и моральную поддержку, утешать в сложных ситуациях, давать советы, чем-то жертвовать ради друга.

Четвертый этап - младший подростковый возраст

С наступлением подросткового возраста общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности. На этом этапе друзьями становятся те дети, которые в состоянии выслушать и сохранить сокровенный секрет. Друг для младшего подростка и тот человек, который может отстоять его интересы в спорах со взрослыми. Невероятной популярностью у девочек пользуются подружки, которые привлекают мальчиков.

Период с 11 до 14 лет ознаменован влиянием на детей группы и ее ценностей. Подросток зависит от нее и боится потерять популярность среди сверстников. Как девочки, так мальчики в этом возрасте нуждаются в модных вещах, которые дают возможность участвовать в общих обсуждениях и забавах (например компьютеры или гироскутер).

Важно отметить, что дружба младших подростков весьма противоречивое явление, которое включает в себя одновременно и суверенность и взаимную поддержку; и обоюдное доверие и конфликты; и взаимное времяпрепровождение и соперничество. Причина такого парадоксального симбиоза в том, что каждый подросток стремиться найти свою индивидуальность и в тоже время ему важно удовлетворить свои психологические и эмоциональные потребности. В итоге у детей в возрасте 11 - 15 лет складываются доверительные отношения с несколькими сверстниками, что дает возможность каждому участнику союза быть одновременно и зависимым и автономным от других.

По мнению младшего подростка друг - это идеальный человек, который собрал в себя все самое лучшее, ради которого можно пойти на жертвы.

Для этого возрастного периода характерен феномен “ожидания общения”, который заключается в том, что ребенок ищет общение постоянно и готов общаться с кем угодно лишь бы общаться и не остаться одному.

Пятый этап - старший подростковый возраст

В возрасте 15 - 18 лет дружба между детьми начинает приобретать именно те очертания, к которым привыкли взрослые. И юноши и девушки придают особую ценность верным друзьям. В этот период друг - это тот человек, который способен как дать, так и принять помощь, который способен проявлять понимание и сочувствие.

В тоже время в этот период каждый подросток еще стремиться в первую очередь поделиться своими переживаниями, а не выслушать друга, что нередко становится причиной конфликтов.

Выводы

Очевидно, что особую значимость общение между сверстниками начинает приобретать в подростковом возрасте. Здесь особо следует отметить и тот факт, что в этот период общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности. При этом, говоря о том, есть ли у ребенка трудности в общении со сверстниками, мы должны учитывать и его темперамент, и его интересы, и личностные особенности. Не стоит ждать от интроверта, что он станет душой компании, а от ребенка, который увлекается спортом, что ему будут интересны сверстники, которые увлекаются исключительно компьютерами.