Shmandercheizer
5886 subscribers

Проблемы с календарями #3

272 full reads
545 story viewsUnique page visitors
272 read the story to the endThat's 50% of the total page views
3 minutes — average reading time

Календари - крайне интересная и запутанная тема в истории человеческой мысли. Календарей и летоисчислений было огромное множество, при этом большинство из них, решая одни проблемы, порождали другие. И отзвуки поиска лучшего календаря до сих пор касаются нас, хотя часто люди и попросту не знают об этом. В третьем тексте цикла поговорим о римских календарях.

Проблемы с календарями #3

Сделаем еще один шаг назад в истории календарей. Григорианский календарь лишь исправлял недочеты предшественника, причем, важно помнить один значимый нюанс. Фактически, неудобство для церкви и общества доставляла только одна проблема – расчеты дня Пасхи, которую требовалось вписать в правило «первое воскресенье после весеннего полнолуния». Так что юлианский календарь, несмотря на некоторую медлительность, был значительным шагом вперед. И это одна из причин его довольно долгого использования (помимо того факта, что европейская культура возникла на руинах Рима). Прежние календари оставляли желать лучшего, особенно тот, который использовали римляне до реформы.

В самом деле римляне не особо преуспели в астрономической науке, поэтому предпочитали заимствовать календари. Сперва у них был аналог греческого – с 10ю месяцами и началом года с марта. Часть месяцев называлась по порядковому номеру, другие были посвящены богам. И фактически после декабря (10й месяц) никаких дат не было до начала весны. В период римского царства были введены 12 месяцев по образу венетов или другого италийского народа. Календарь был лунный, поэтому время от времени добавлялся 13 месяц мерцедониус (то 27, то 28 дней). Вводил его великий понтифик, причем, он шел не вслед за фебрариусом, а встраивался прямо посреди него (между 23 и 24 числами). И временами понтифики ориентировались не только на расхождения привычных дат, но и на сугубо земных интересантов, способных убедить в необходимости увеличения или сокращения года. Ко всему этому бардаку добавлялось еще и суеверное отношение римлян к четным числам: месяцы были по 29 или 31 день, только мрачный фебрариус (месяц покаяния) и мерцедониус могли иметь 28 дней.

Ну и, как многие знают, каждый месяц считали не по порядку дней, а более курчаво. Месяц делился на три неравных промежутка: календы, ноны и иды, а дни именовались как бы с конца. Например, если первого числа наступали мартовские календы, а седьмого числа мартовские ноны, то 2, 3, 5 и 6 дни месяца назывались по схеме «сколько дней осталось до нон». Подобное деление также производно от лунного календаря: календы – новолуние, ноны – первый день четверти луны, иды – полнолуние.

Гай Юлий Цезарь попытался упростить существующую схему с опорой на египетский солнечный календарь, а также перенести начало года на 1 число януариуса, когда вступали в должность консулы и начинался хозяйственный год. По сути автором проекта был александрийский астроном Созиген (египетские астрономы уже хорошо знали, что солнечный год не целый, и чуть больше 365 суток). Более того, Созиген (а возможно кто-то из его предшественников) заметил, что уже через четыре года первое число начала года расходится на одни сутки с восходом Сириуса.

Проблемы с календарями #3

Юлианский календарь вводил четырехлетнюю систему с високосным годом (366 дней), а также 12 месяцев с неравным количеством дней (4 по 30, 7 по 31 и злополучный фебрариус с 28/29 днями). Дополнительный день вставал на место мерцедониуса, а конкретно превращался во второе 24 февраля или по римской системе «дважды-шестой день до мартовских календ». Отсюда и название «високосный» - искаженное от римского bis-sextilis, «с повторным шестым днем». Правда, со сдвигом начала года часть названий месяцев потеряла свой смысл: семптембер стал девятым, хотя по названию седьмой. Ну и само собой Гай Юлий, а затем Октавиан Август оставили нам два именных месяца: июль и август. Кстати, последующие императоры тоже пытались увековечить себя в названиях месяцев, но они не прижились.

Стоит также добавить, что для проведения реформы 46 год до н.э. пришлось растянуть на 445 дней. Таким образом, были согласованы даты солнцестояний, но начало года все-таки осталось 1 марта. Однако в первые десятилетия юлианский календарь функционировал совсем не так как было задумано. По неизвестной причине (но очень похожей на саботаж) понтифики стали объявлять високосным каждый третий год. Только император Август сумел навести порядок, в том числе для этого ему пришлось объявить 16 лет подряд без високосного года. В итоге только с 4 века до н.э. календарь начал работать как задумано, однако ряд историков до сих пор разбирается сколько же всего было допущено ошибок за период до указов Августа (по сведениям Макробия жрецы совершали вставку нерегулярно, а также нарушая порядок, согласно которому добавочный день должен был стоять в конце года, а не в начале).