Первый патент на колесо.

27 July 2017

Кто может сходу назвать изобретателя колеса (не пользуясь поиском)? 5 век до н.э. и находки в Румынии (как считает Википедия) не считаются! Вот почему: австралиец в начале 2000-ых запатентовал колесо. Факты: патент выдали, John Michael Keogh, изобретатель прославился на весь мир. А теперь как ему это удалось...

Первый патент на колесо.
Первый патент на колесо.

Сам патент AU 2001/100012 A4 лежит в публичном доступе (в патентах, кстати говоря, обычно первые две буквы говорят о стране документа). А еще все номера стандартных полей на патенте любого языка стандартные и пронумерованы, например, поле (54) - это всегда название патента. Если возьмёте в руки японский патент, то теперь точно найдете название!

Первое, что стоит знать о нашем австралийском патенте - это не совсем патент. Если быть точным, то это "упрощенный" патент, по которому не делают поиск по схожим решениям, то есть не проверяют на новизну, и не анализируют что уже известно. Аналог такого патента в России - полезная модель, хотя у нас сейчас поменялся закон и полезную модель уже стали проверять на новизну. Важное свойство такого "упрощенного" патента ... патентное ведомство проверяет его формально (поля на месте, есть описание и т.д.) и патент почти сразу действует - с ним можно пойти в суд, и только в суде его смогут аннулировать. Поэтому формально наш автор мог сразу подать заявление в суд на нарушение патента, например, на автопроизводителей. Можно только догадываться каким кошмаром это могло стать (хотя бы на то время, например, покуда патент не аннулируют).

Самый интересный момент. Как же автор-инноватор сформулировал и описал колесо. Джон Майкл сделал это стильно.

Устройство для упрощения транспортировки, включающее круговой обод, подшипник, в котором:
- полый цилиндрический элемент вращается вокруг стержня, расположенного внутри полого цилиндрического элемента;
- ряд соединительных элементов, соединяющих круглый край с углублением;
- цилиндрический элемент для поддержания кругового обода и полого цилиндрического элемента в фиксированном положении, в котором стержень расположен на оси, перпендикулярной плоскости кругового обода и, по существу, центральной части кругового обода.

По своей сути автор очень изящно сформулировал и описал по "правилам патентов" колесо! Да, в таком виде патент и увидел свет. Сам автор пояснял в многочисленных интервью, что его целью было показать несовершенство системы упрощенных патентов в Австралии на тот момент, которые не проверяли на новизну. Ему это удалось на 100%. Не волнуйтесь! Сегодня такое запатентовать уже нельзя.