Какую выгоду получит Россия, если соединит Каспий и Азовское море с помощью судоходного канала

103k full reads
131k story viewsUnique page visitors
103k read the story to the endThat's 78% of the total page views
2 minutes — average reading time
Доход от канала может составлять миллиарды долларов ежегодно, но окупиться такой проект может только через 10-15 лет.

Одним из возможных инфраструктурных проектов России и стран ЕАЭС является строительство судоходного канала из Каспийского моря в Азовское. Идея создания этого канала возникла еще в 2007 году, когда лидеры заинтересованных государств стали обсуждать его перспективы.

В последние годы проект строительства канала активно обсуждается на различных экономических и научных форумах с участием России, Китая и Казахстана. Политики и ученые обговаривают его плюсы и минусы, финансовые тонкости, а также экологические проблемы. Кстати, возможный судоходный канал называют "Евразия".

Проект канала "Евразия" на карте
Проект канала "Евразия" на карте
Проект канала "Евразия" на карте

На сегодняшний день только Волго-Донской канал, соединяющий Волгу и Дон, является единственным способом перевозки грузов из Каспийского моря в Мировой океан. Но этот канал обладает недостаточной глубиной для прохождения крупных судов и контейнеровозов, а вот "Евразию" имеет смысл проектировать под крупные суда, грузоподъемностью более 10 тысяч тонн.

Волго-Донской канал и транспортный маршрут через него
Волго-Донской канал и транспортный маршрут через него
Волго-Донской канал и транспортный маршрут через него

Стоит отметить, что в ближайшие годы Волго-Донской канал будут модернизировать. Однако продолжаются разговоры о строительстве более короткого пути из Каспия в Азовское море. В публикации Российской академии естественных наук отметили два варианта реализации альтернативного канала:

  1. Стоимостью в 610 миллиардов рублей (в ценах 2016 года) при ежегодных затратах на эксплуатацию в 7 миллиардов рублей. Но это для судов грузоподъемностью в 10 тысяч тонн. Глубина такого канала составит 6,5 метров.
  2. За 1,482 триллиона рублей при ежегодных тратах в 19 миллиардов рублей. Но тут уже для более серьезных судов, грузоподъемностью 20-26 тыс. тонн. Глубина такого канала составит 9,3 метра.
Строить канал не придется с нуля, т.к. можно использовать уже имеющиеся водные пути
Строить канал не придется с нуля, т.к. можно использовать уже имеющиеся водные пути
Строить канал не придется с нуля, т.к. можно использовать уже имеющиеся водные пути

Плюсы канала "Евразия" для России:

  • Усиление геополитической и экономической роли России в регионе,
  • Альтернатива другим крупным каналам (например, Суэцкому).
  • Прибыль от иностранных перевозок (от $1,8 до $2,25 млрд в год при тарифе в $20-25 за тонну и при достижении планируемого грузопотока).
  • Создание дополнительных рабочих мест при строительстве и эксплуатации нового канала.
  • Возможность появления новых производств в Южном федеральном округе России.
  • Социально-экономическое развитие районов, прилегающих непосредственно к каналу.

В этом канале видят огромные перспективы и другие заинтересованные страны — Казахстан, Китай, Иран. Китай, к примеру, может переориентировать часть грузопотоков в Европу на канал Евразия, минуя пролив Босфор (а это миллионы тонн грузов ежегодно).