ШАМИРАМ И АРА: НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ЛЮБОВНИКИ-ВРАГИ

Историю этой любви хочу рассказать через названия двух гор в Армении – Шамирам (2528 м) и Ара (2577 м), которые стоят напротив друг друга, как когда-то два враждебных войска несостоявшихся любовников. Благодаря средневековому летописцу Мовсесу Хоренаци (родился ок. 410 и умер в 490 годах или в начале VI века) эта история прошла через века. Итак…

Сладострастная ассирийская царица Шамирам (Семирамида), воспылавшая страстной любовью к армянскому царю Ара Прекрасному, посылает гонцов с дарами, признаниями и мольбой прибыть в столицу Ассирийского царства Нинению и, женившись на ней, занять пустующий трон, или, утолив ее прихоть, вернуться к себе с миром и великими пожалованиями. Но…

Ара Прекрасный не ответил на многократные просьбы прекрасной Шамирам, чем оскорбил властную женщину. И тогда она собрала войско и направилась в Армянскую страну. Но земли ей были не нужны, ей нужен был Ара. Войско свое она расположила на горе, которая сейчас носит ее имя. Ара стоял с войском на противоположной стороне. Эта гора сейчас носит его имя.

Перед сражением Шамирам наказывает своим полководцам всячески стараться сохранить жизнь Ара. Но в битве рать Ара терпит поражение, а красавец погибает в бою. После победы царица посылает на место сражения людей, чтобы отыскать тело Ара. Армянского царя она кладет в горнице дворца и просит своих богов зализать его раны и оживить. Но чары ее колдовства были бессильны перед смертью. Когда труп разложился, его сбросили в глубокую яму и засыпали землей. Но война продолжалась… Армянская рать не могла простить Шамирам смерть Ара… Тогда, чтобы усмирить их, царица нарядила в наряды Ара одного из своих любовников и распустила молву, что «Боги облизали раны Ара и, оживив его, осуществили наше заветное желание нам на усладу; поэтому они отныне достойны еще большего нашего поклонения и прославления как исполнители нашей воли, доставляющие радость». Война была остановлена…

Художник Вардкез Суренянц "Семирамида у тела Ара Прекрасного" (1899)
Художник Вардкез Суренянц "Семирамида у тела Ара Прекрасного" (1899)

Если присмотреться к горе Ара, то можно различить очертания силуэта лежащего мужчины. Гора Ара славится еще двумя пещерами – Святой Варвары и Святого Саркиса. К источнику Святой Варвары — Цахкаванк — издревле шли бесплодные женщины. Веря в плодоносящую силу воды, они становились под капающую со сталактитов воду и просили богиню послать им дитя. Святой же Саркис является покровителем всех влюбленных.

Из книги Мовсеса Хоренаци: История Армении — собранная по просьбе Саака Багратуни
Из книги Мовсеса Хоренаци: История Армении — собранная по просьбе Саака Багратуни

Шамирам охватило великое горе. Она начала искать место для строительства мемориального города в честь возлюбленного Ара. И нашла… у озера Ван, вода которого так солона, как слезы Шамирам. Она построила город Ван с красивейшими садами и каналами, которые сохранились до наших дней.

С горой Шамирам, которая имеет второе название Атис, связано еще одно предание. Второе название идет от имени бога Аттиса. Аттис — в древнегреческой мифологии юноша необычайной красоты, возлюбленный Деметры (Кибелы). Согласно одному источнику, Зевс наслал на Аттиса кабана за то, что тот устраивал оргии, и кабан умертвил красавчика; согласно другой легенде Аттис пришел в безумие и отсек себе половые органы. Жрецы Кибелы отсекали крайнюю плоть «самосским черепком» или острым кремнем. Древнеримский поэт Гай Катулл говорит об Аттисе до оскопления в мужском роде, после оскопления — в женском:

Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян,
Оскопил он острым камнем молодое тело своё.
И себя почуял лёгким, ощутив безмужнюю плоть,
Окропляя теплой кровью кремнистый выжженный луг.

О, как был я горд и счастлив, о, как много я пережил!
Вот я дева, был мужчиной, был подростком, юношей был…

На вершине горы есть пещера, которую называют пещерой Атиса, в ней можно спрятаться от непогоды.

По дороге на вершину горы Ара.
По дороге на вершину горы Ара.
На вершине горы Шамирам. Ара не видно.
На вершине горы Шамирам. Ара не видно.

С Атиса и Аралера открываются просто неописуемые красоты. Ощущение, что поднимаешься к небу, к солнцу… Слева выступает из туманной дымки и будто бы парит над всей Арменией – Божественный Арарат, справа – четырехглавый Арагац, которые были свидетелями любовной трагедии…

Фотографии и текст – Елена Шуваева-Петросян