Рига. «Кролики» и Джигурда

Первый раз за границу я попал в далёком 1991 году. Правда, назвать «заграницей» Латвию в то время можно лишь условно. Республика только год назад приняла «Декларацию о восстановлении государственной независимости Латвийской Республики». Но никто эту декларацию всерьёз не воспринимал.

Исторический центр Риги. Фото: pixabay.com
Исторический центр Риги. Фото: pixabay.com

С 26 по 28 апреля в Риге проходил первый Международный фестиваль сатиры и юмора, посвященный 80-летию Аркадия Райкина, «Море смеха — 91». По заданию редакции я прилетел в столицу Латвии искать новых авторов для нашего издания.

Я, наверное, единственный, кто честно просмотрел все номера отборочного этапа. Молодой был, глупый. Остальные журналисты гуляли по Риге, сидели в кафешках, пили в гостинице.

Отборочные этапы - это, скажу вам, жесть. Как говорил Цицерон ХХI века, народную самодеятельность не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все. Мало, кто может это делать. Уровень юмора - никакой. Понятно, что в финальную часть прошли профессиональные артисты.

Афиша фестиваля «Море смеха — 91». Источник: litmir.me
Афиша фестиваля «Море смеха — 91». Источник: litmir.me

Фестиваль проходил в Доме офицеров. На дворе, напомню, 1991 год - самый разгар перестройки. Ведущий фестиваля Марк Дубовский шутил со сцены:

- Мы, латыши, не против президентского правления, но – президентского правления Буша!

Владимир Данилец и Владимир Моисеенко рассказывали, что «кролики — это не только ценный мех, но и три — четыре килограмма диетического, легкоусвояемого мяса».

Джигурда ревел на гитаре:

- Пере-пере-перестройка!

А за кулисами бегал начальник Дома офицеров: «Если вы не прекратите шутить о партии и правительстве, я выключу свет и звук!»

У меня был пропуск за кулисы. После каждого интересного выступления я находил автора и предлагал сотрудничество с нашим изданием. Шендерович тут же спросил:

- А сколько заплатите?

- Согласно гонорарной сетке.

Шендерович поморщился:

- Ладно, я пришлю вам свои рассказы.

Не обманул. Прислал. Правда, до этого они уже были напечатаны в «Литературной газете».

На «Море смеха — 91» Шендерович занял третье место среди авторов-исполнителей, среди артистов победили Владимир Данилец и Владимир Моисеенко, а лучшим певцом стал Никита Джигурда. Представляете, я видел ещё нормального Джугурду!

С той поры прошло больше четверти века. Джигурда превратился во фрика, Шендерович «подвинулся» на теме «борьбы с режимом», мечта латышей сбылась: у них иностранное правление. И только «кролики» Данилец и Моисеенко застряли в «девяностых».

Всё написанное - это личное мнение автора, у вас, конечно же, оно своё.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. И не забудьте нажать на большой палец, поднятый вверх, чтобы оценить скромный труд автора.