Студенты создали первую российскую быструю зарядку для электрокаров

127 full reads
280 story viewsUnique page visitors
127 read the story to the endThat's 45% of the total page views
2 minutes — average reading time

Может ли обычный студент заинтересовать своим стартапом крупные промышленные компании? Например, сделать что-то интересное для нефтяных гигантов и получить на развитие миллион рублей? Прошедший в Петербурге конкурс студенческих стартапов EnergyHUB — startup competition показал, что нет ничего невозможного. Рассказываем какие промышленные технологии сегодня привлекают венчурных инвесторов.

Глава стартапа Powerplace Алексей Крыжановский
Глава стартапа Powerplace Алексей Крыжановский
Глава стартапа Powerplace Алексей Крыжановский

Немного об энергетических стартапах

Стартапы в области энергетики принято относить к сектору DeepTech, иначе говоря – к «глубоким» технологиям, которые создают на базе научных и инженерных решений. Такие проекты отличает не только инновационность, но и сложность коммерциализации, - внедрение серьезных технологий требует много времени и денег. Впрочем, динамика роста инвестиций в этот сектор говорит о том, что риски оправданы. В Европе, например, согласно недавнему отчету «2021: the year of Deep Tech», за 10 лет инвестиции в DeepTech увеличились в 15 раз. В 2020 году они достигли почти 10 млрд евро – то есть четверти всего европейского венчурного капитала.

В России этот тренд только набирает обороты, в основном благодаря государственному сектору и корпорациям. Например, традиционный нефтегазовый сектор интересуют технологичные решения в области увеличения нефтеотдачи на зрелых месторождениях, вовлечения в разработку нетрадиционных запасов, снижения стоимости бурения.

«Важно находить не только проекты в «хайповых» областях, но и видеть ниши, которые сегодня не слишком хорошо известны, но сильно вырастут через 3-5 лет», - отмечает Татьяна Морозова, генеральный директор венчурного фонда «Новая индустрия». - Так, американская исследовательская компания Gartner в качестве новых перспективных технологий в 2020 году выделяла «зеленый водород» (green hydrogen), транспорт на топливных элементах (fuel cell electric vehicle), технологии по уменьшению углеродного следа (инициатива carbon-to-value) и альтернативы для пластиков».

Очевидный тренд на «зеленые» проекты, к которым также относят безопасную для экологии генерацию (сектор ВИЭ) и передачу энергии (например, снижение потерь в сетях, зарядные станции), привлекает внимание не только инвесторов, но и начинающих предпринимателей. Именно в этой нише развивается проект Powerplace, победивший в конкурсе студенческих стартапов EnergyHUB — startup competition.

Идея на миллионы

Команда Powerplace разработала первый отечественный интеллектуальный силовой модуль, который является основным компонентом станций быстрой зарядки электромобилей, и специальное программное обеспечение к нему. Быстрые зарядные станции меняют сам принцип зарядки электрокара. Дело в том, что обычные, медленные, станции подключают электрическую сеть к бортовому зарядному устройству электромобиля, который управляет всем процессом. Его мощность ограничена из-за того, что производитель электрокара должен обеспечить требуемые массогабаритные характеристики – нет смысла возить с собой мощное, но тяжелое и снижающее запас хода авто оборудование.

В свою очередь быстрая зарядная станция работает с аккумулятором электромобиля в обход бортового зарядного устройства, и сама обеспечивает информационный обмен с машиной, анализирует данные о батарее – ее мощности, температуре и так далее.

Сейчас подобные модули для быстрых зарядных станций в основном производят в Китае. Их основной недостаток в том, что их невозможно починить без знания алгоритмов работы устройства – его технической составляющей и ПО. Сами же разработчики этой информацией ни с кем не делятся.

«Наши модули – ремонтопригодны и будут обладать гарантией, - говорит глава Powerplace Алексей Крыжановский. - Но главное наше преимущество: собственное ПО. Благодаря ему модули могут быть применены, как основной элемент и в smart-grid сетях (прим. - интеллектуальных сетях электроснабжения), в которых обязательно наличие аккумуляторных накопителей, которые нужно и заряжать, и разряжать».

Интеллектуальный силовой модуль Powerplace
Интеллектуальный силовой модуль Powerplace
Интеллектуальный силовой модуль Powerplace

Также разработка Powerplace поможет зарядить аккумулятор мощностью 40 кВт менее чем за час, обычной станции для этого понадобится 6-8 часов. Сейчас участники проекта испытывают в лаборатории модуль мощностью 15 кВт, разрабатывают образцы на 30 кВт и 50 кВт, параллельно дорабатывая свой продукт в соответствие со стандартами Европы и Китая по совместимости станций с электрическими сетями. Основными клиентами стартапа могут стать собственники зарядных сетей, поскольку силовые модули для них – расходный материал, который часто выходит из строя.

Что нужно, чтобы победить?

По мнению Татьяны Морозовой, проекту удалось победить благодаря сильным инженерным компетенциям. «В отличие от многих стартапов в области информационных технологий, которые зачастую можно запустить почти что на домашних компьютерах, проекты в области энергетики требуют более сложного и долгого старта. Недостаточно только что-то запрограммировать, нужно параллельно развивать и инженерную составляющую», - объясняет эксперт.

Часто у таких ситуаций есть и обратная сторона, когда команда увлекается разработкой технологии, уделяя меньше внимания бизнес-составляющей проекта: поиску партнеров и клиентов, оценке конкурентной среды и маркетингу. «Когда мы начали заниматься проектом, то полностью закрылись от российских реалий, нам было интересно попробовать технически собрать модуль, посмотреть, будет ли он работать? После испытаний стало ясно, что работу можно продолжить и разработать полноценный продукт», - вспоминает глава Powerplace Алексей Крыжановский.

Убедившись в жизнеспособности идеи, команда задумалась о нуждах рынка и начала участвовать в акселерациях. Однако в начале своего пути Powerplace приходилось неоднократно сталкиваться со скепсисом инвесторов. «Когда я проходил первую акселерацию, ментор, специализирующийся на маркетинге, мне сказал: «Я не знаю, что с этим делать, ты видишь на улице хоть один электромобиль? Тогда в Петербурге их было около 200», - вспоминает Алексей Крыжановский.

Тем не менее, по итогам 2020 года россияне приобрели 687 новых электромобилей. Это на 95% больше, чем в 2019 году (353 штуки), вместе с тем растет и обслуживающий их бизнес.

Интересно? Читайте продолжение о победителях конкурса EnergyHUB — startup competition и их разработках в следующей статье!

Уникальные разработки нефтяных компаний в ответ на санкции
Чем занимается цифровой помощник геолога?
Почему строить нефтяные скважины стало проще

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/