Старая американская байка воплотилась в жизнь в России

Несколько лет услышал такую байку про соревнования американских и японских гребцов:

«
Однажды американская и японская компании договорились провести совместные соревнования по гребле на восьмиместных байдарках.

Обе команды долго и упорно тренировались и когда обе были на пике формы устроили соревнования. Японцы были первыми на финише, причем победили с преимуществом в 1 км. После поражения американская команда была деморализована. Топ-менеджмент решил выяснить причину провала.

Была создана рабочая группа для подготовки предложений по изменению и реструктуризации в команде. После многих недель изысканий было установлено, что в японской команде гребли семеро и был один рулевой, а в американской - один на веслах и семеро рулевых!

Топ-менеджментом американской компании была привлечена консалтинговая компания для подготовки и проведения реструктуризации команды. Получив солидный гонорар и внедрив показатели KPI, BSC и ISO 9001 и проведя маркетинговые исследования, консалтинговая фирма пришла к выводу: Слишком много сотрудников в американской команде подает команды и слишком мало гребет....

После реструктуризации американская команда выглядела так:
- 4 рулевых среднего звена;
- 2 старших рулевых;
- 1 рулевой директор;
- и 1 гребец.

Кроме того, для гребца была введена персональная система оценки показателей эффективности и расширен круг обязанностей, чтобы повысить его ответственность.

На следующий год вновь были проведены соревнования. На этот раз команда из Японии победила уже с отрывом в 2 км. В результате очередного поражения, топ-менеджментом американской компании была нанята консалтинговая компания по аудиту и оценке эффективности команды.

Было принято решение расформировать гребную команду. Гребец, как основной виновник неэффективности команды был уволен, все плановые инвестиции в новую лодку и весла были отменены. Рулевым была объявлена благодарность, а сэкономленные деньги были выплачены топ-менеджменту в качестве премии.

»

(картинка из открытых источников в интернете)
(картинка из открытых источников в интернете)

Как я подозреваю, эта история была основана на реальных событиях, царивших в корпоративной сфере в USA в конце 70 – начале 80. Японцы же после второй мировой войны совершили настоящее чудо, восстав из «пепла» буквально за 10-20 лет. Уже в 1968 году Япония стала второй экономикой мира, после США. Японские электротовары и автомобили стали синонимом слова «качество».

Однако с тех пор мир сильно изменился. Эту байку стали рассказывать студентам экономических факультетов в качестве назидания, как делать нельзя.

После Японии подобный скачок совершили и другие страны мира, самого сильного прогресса достигли сначала южнокорейцы, а затем Китай.

Россия же, как вечно бывает, решила наступить на все возможные грабли при переходе к капитализму (хотя язык не поворачивается называть так нынешний строй). Разумеется, не обошла нашу корпоративную культуру и практика из вышеописанной американской байки. Причем, в нашей стране она явно попала на благотворную почву – можно смело менять в ней «американцев» на «россиян». Я бы еще добавил, что весь рулевой персонал в российской команде представляют обычно родственники топ-менеджмента или прочие «блатные» люди. Эти «эффективные менеджеры» способны разрушить любой процветающий бизнес. Первым делом, они выдавливают профессионалов, говорящих правду в глаза и заменяют их на приспособленцев и лизоблюдов.

В итоге, даже преуспевающие компании через несколько лет оказываются на гране банкротства. Но к тому времени наши «эффективные менеджеры» уже уходят на повышение. Так и живем…