Черкесская мать Леонардо Да Винчи

Какое смелое утверждение, не правда ли? Действительно, можно подумать, что оно порождено очередной смелой фантазией этно-историков из Майкопа, щедрых на различного рода легенды. Но в этот раз система дала сбой. Утверждение пришло оттуда, откуда явно не ожидали - из самой Италии. Но прежде, чем погрузиться в детали, предлагаю ознакомиться с их источником.

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

А источником оказался довольно известный в мире писатель и журналист Кёртис Билл Пеппер, скончавшийся в 2014 году на 96-м году жизни. На его счету более 40 лет активной работы в Европе и на Ближнем Востоке, десятки книг, сотни статей и наград. В его обширной биографии нас интересует два факта. Во-первых, Пеппер испытывал огромную тягу к Италии, которая утянула его в эту страну. В последние годы жизни он проживал на два дома на Манхэттене и в итальянском Тоди. Во-вторых, Пеппер был крайне увлечен историей Ватикана и средневековой Италии. Это увлечение выразилось в написании серьезных художественных произведений на эти темы с привлечением архивных источников и консультаций историков. Так, из под его пера вышли статьи о скрытой жизни Ватикана и его взаимоотношениях с крупными персонами мира.

С 1957 по 1969 годы Кёртис Пеппер работал главным редактором отделения "Newsweek" в Риме. Там же он стал представителем Ватикана в United Press. С 1966 года он фокусируется на писательстве. В 1968 году на свет появилась его книга "Артист и Папа" о неоднозначной дружбе Папы Джона 23-го с со скульптором Джакомо Манцу, известного атеистическими и марксистскими взглядами. Пеппер писал о врачах в Южной Африке и несчастном отце на берегах Тибра, о похищении детей в Италии и борьбе с раком. Всего у него вышло 7 книг. Интересующий нас труд - биографическая новелла "Леонардо" вышла в 2012 году, после 15-летнего труда по ее написанию во время преподавания истории Итальянского Ренессанса в Университете Флоренции. На русский язык ее до сих пор не перевели. Именно в этой новелле и раскрыл Кёртис Пеппер информацию из архивов Флоренции и консультаций итальянских историков, посвященную рождению и детству флорентийского гения.

Не буду здесь вставлять обширные цитаты из книги, остановимся на сути. Итак, что же говорит Кёртис Билл Пеппер о матери Леонардо Да Винчи? Все, что мы о ней знаем сегодня, это то, что она была простой крестьянкой по имени Катерина. Кёртис вскрывает подробности.

Отец Леонардо - Пьеро де Антонио да Винчи, Флорентийский нотариус, который всю жизнь мечтал о повышении в должности, но ему мешало семейство Медичи. Шансы у него были, его дед уже служил в совете республики, но незаконнорожденный сын очень портил репутацию. Согласно флорентийского устава от 1363 года, если от гражданина республики беременела рабыня, он должен был заплатить ее владельцам три четверти ее стоимости, обеспечивать ее до родов и воспитывать ребенка в условиях, равных условиям проживания отца.

Хотя в то время такие дети от служанок не были из ряда вон выходящим случаем. Причина тому - чума 1348 года, которая унесла половину населения Флоренции и заставила легализовать торговлю, чтобы хоть как-то восстановить население республики. Именно тогда в Геную стали активно завозить рабов из многочисленных генуэзских колоний - татар, русских, черкесов, греков, марроканцев, эфиопов. Светловолосых и высоких брали в домашнюю прислугу. Между прочим, сын Козимо де Медичи из великой и ужасной флорентийской семьи также был рожден черкесской рабыней.

Козимо де Медичи
Козимо де Медичи

Катерина была рабыней-служанкой в доме банкира Ванни де Никколо ди сер Ванни. А отец да Винчи, как раз был его нотариусом и распоряжался недвижимостью, что в итоге и позволило ему часто видеться с Катериной и вскоре войти с ней в интимные отношения. Беременность Катерины была для нее плюсом - она теряла статус рабыни. А вот для Пьеро это было пятно на репутации. Потому новорожденный Леонардо воспитывался до трех лет Катериной, а потом был отобран в семью Пьеро, который завел себе официальную жену. Ее имя Альбьера де Джованни Амадори, дочь богатого сапожника. Она стала для Леонардо второй матерью, но первую он не забыл. Катерине же нашли нового мужа - работника кирпичного завода Антонио. В документах о рождении у Леонардо да Винчи мать не указана. У Пьеро не было других детей от Альберы и он отчаянно не хотел делать Леонардо официальным наследником, что понижало бы статус его семьи.

Что же говорит нам автор о матери да Винчи - Катерине? Подробности идут по нарастающей. Сначала он упоминает, что она удивительной красоты рабыня, купленная банкиром в Каффе (центральная колония Генуи в Крыму). В ней он видит явное смешение черкесской и арабской кровей. Ванни делится с Пьеро рассказом, полученным от венецианского купца Джироламо Балладора, продавшего ему рабыню. По его словам - Катерина - девственная дочь черкесского князя, мать которого звали Хагар, но подвергает эту версию сомнению. Сама Катерина утверждает, что ее отец великий черкесский князь, владеющий табунами лошадей в степях Черкесии. Она также признавала, что отец ее просто продал под влиянием своей новой жены.

Детский дом Леонардо да Винчи
Детский дом Леонардо да Винчи

Окончательно личность матери Пеппер раскрывается в конце главы, посвященной детству Леонардо. В этой сцене, повзрослевший Леонардо убегает искать свою родную мать, находит ее и проводит с ней целый день. В это время она рассказывает ему о том, что она из знатного рода. Что ее звали Сатаней (популярное адыгское (черкесское) имя), но мачеха прозвала ее Къан-ЦIыкIу ("воспитанный в знатном роде ребенок"). Ее деда (прадеда Леонардо) звали великим Бахри Султан Хаджи аль-Музаффаром, а отец ее был более простого титула Бланэшу ("храбрый рыцарь"). Родное племя называло его "дзэтц" ("принц армии"), так как в сражениях с монголами (прим. авт. "Золотой Орды") на Северном Кавказе он показал своё высочайшее мужество великого князя.

О своей матери (бабушке Леонардо) Катерина рассказала следующее. Она была актрисой и певицей в Джаффе (видимо Яффа в современном Израиле), звали ее Хагар. Катерина перед продажей находилась в монастыре, где ее посещала мать, но потом об этом узнали и она пропала. Она считала, что мать отравила мачеха. Она же и продала Катерину в Геную, как девственную принцессу из знатного рода, чтобы выручить больше денег.

Исходя из факта обширных связей адыгов (черкесов) с мамлюками Египта в эпоху расцвета Генуэзских колоний на Кавказе, можно предположить, что дед Катерины-Сатаней служил в Египте при мамлюках и позже вернулся в Черкесию с женой арабской крови, так как Пеппер указывает на арабскую смуглость Катерины, но типично кавказский профиль и глаза. Возможно даже предположить, что в этой истории есть рациональное зерно, ставшей основой легендарной истории о князе Инале, прародителе ветви адыгских (черкесских) князей Иналидов. В это же пользу понижение статуса сына великого Бахри (Бахритская ветвь мамлюков?) - в Черкесии не было понятия великих титулов, сходных с султанами Египта, здесь больше принимали за заслуги на поле боя.

Кёртис Билл Пеппер не относился к числу мифологов или чрезмерных фантазеров. Отзывы о его работах подтверждают факты глубокой проработки исторического материала при подготовке книг. Учитывая, что Пеппер не являлся специалистом по Кавказу и не имел глубокого представления об его истории и культуре, можно предположить, что исключительно адыгские (черкесские) имена и названия он почерпнул из Генуэзского свода архивных документов Libre Gazaria, в которых собрана подробная информация о жизни генуэзских колоний в 13-15 веках и взаимоотношениях адыгов (черкесов) и генуэзцев, которые были достаточно плотными. Такая вот история. Чего в ней больше - правды или вымысла - вопрос для будущих исследователей генуэзских архивов.

Читайте также:

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Если вам понравилась публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь статьей в соцсетях. Поддержите проект "Кавказские истории", подписывайтесь на этот канал и следите за интересными и познавательными статьями из истории Северо-Западного Кавказа и культуры адыгов (черкесов).