Кавказские культы. Святые могилы убитых молнией

19 April
<100 full reads
2 min.
150 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 55% of the total page views
2 minutes — average reading time

Могилы людей и животных, убитых молнией в культовой практике Кавказских народов, часто использовались (кое-где до сих пор) для проведения различных ритуалов. Наиболее интересное выражение этот культ принял у черкесов (адыгов).

В одной из вариаций обряда вызова дождя женщины встают до рассвета и затемно отправляются к святым могилам. В качестве жертвоприношения они берут с собой ритуальные пирожки с сыром «мутазы». Самая старшая читает молитвы у могилы, произносит просьбы, а затем все возвращаются в аул и раздают родственникам и соседям кусочки ритуальной пищи. В случае тяжёлой болезни или при трудных жизненных обстоятельствах, в качестве жертвы используют козу. На таких могилах принято было садить деревья, но иногда для ритуалов использовали стоящие рядом. Впрочем, и на кладбищах принято было сажать плодовые деревья, поскольку считалось, что душа умершего после смерти обретает новую жизнь в деревьях или животных. Фрукты таких деревьев считались богоугодными, как и само занятие по посадке дерева на могиле. Идея перерождения воплощалась в посадке дерева в честь новорожденного – яблони или груши в честь мальчика, сливы или алычи в честь девочки, но правило выбора дерева строго не придерживались. В этом смысле выборка деревьев полностью совпадает с таковой у индоевропейских народов Европы в античное время, отмеченной Джеймсом Фрезером в «Золотой ветви». Имело значение родовое дерево, которое запрещалось звать по имени, как-либо повреждать и около него проводили ритуалы, связанные с патроном духом\божеством семьи.

ПАСТУШОК И МОЛНИЯ

Известно сразу о некоторых священных могилах на Черноморском побережье, которые еще в начале 20 века сохраняли ритуальное значение. Одна из них используется по сей день для молитв общего характера и вызова дождя в засуху. Речь идёт о почти 300-летней «Каменной могиле» (черк. «Мыжъуакъэ») мальчика-пастушка из рода Ахныч в урочище Жориштам (рус. «старая пахота, площадка»), к востоку от аула Тхагапш в Большом Сочи. По другим данным мальчика звали Шоумей из рода Боус. Местная легенда гласит, что у одинокой женщины был один сын, который пас коз. Ему было тяжело, поскольку он был маленький, но соседи отказывались ему помогать. Однажды, женщина готовила обед и попросила сына выпасти коз. В напутствие ему, она сказала, что Тха («Бог») поможет и помолилась, чтобы её семью всю жизнь просили о помощи другие. В тот солнечный день из-за гор вышла маленькая тучка и молнией убила мальчика. Люди посоветовали женщине молиться, не купать и не обмывать убитого, лежавшего на левом боку. Там, где мальчика убило, сверху над телом выложили могилу. С тех пор на ней и вокруг неё ни колючки, ни деревья не растут, притом, что её не чистят. Возможно, что именно принадлежность мальчика к роду Боус влияла на выбор жреца для ритуалов возле его могилы только из этой фамилии. Священное дерево рядом с могилой считается сакральным символом рода Боус, мужчины которого перед отправкой в дальние края брали с собой лоскутки с этого дерева. По всей видимости постепенно этот ритуал расширился и на представителей родов аула Тхагапш.

Есть и другая версия от жителя аула Тхагапш, в которой мальчик выступает в иной роли, как жертва проклятия. В семье он был один и ему было тяжелее исполнять общественные обязанности по выпасу скота, которые поочередно выполняли дети других семей. В очередной раз он не хотел идти, но мать на него выругалась и в сердцах сказала, чтобы бог забрал его. Во время выпаса на холме мальчика убила молния.

СОЛДАТСКИЙ ПОСТ И СТАРЫЙ ДОЛЬМЕН

Другая священная могила находилась на месте бывшего военного поста, на участке старейшего жителя аула Тхагапш Юсуфа Тлифа. Со слов жителей, «во время Кавказской войны военные решили создать госпиталь и пекарню на фундаменте неизвестной постройки. Командование велело солдатам собирать камни для строительства. Солдаты, разбирая один из курганов, обнаружили древнюю могилу. В ней лежал горец в нарядной одежде с оружием. Этот человек выглядел так, как будто только что заснул. Испугались солдаты и рассказали обо всем старейшинам села. Оказалось, что это могила их святого, пораженного стрелой Великого Шибле (молнией). И солдаты должны немедленно вернуть все камни на место, иначе их постигнет кара за совершенное святотатство. Что солдаты и сделали. Но в спешке, т. к. могила была закрыта бревнами и присыпана землей, сложили камни в виде горки немного в стороне. Юсуф Тлиф огородил могилу и всю жизнь ухаживал за ней».

На дальней восточной дороге между аулами Хаджико и Калеж имеется священная «красивая могила» (черк. «Къэдах») между урочищами Цыргъой и Гъонакъ. Недалеко от неё находится священная гора Цыргъоитх, где в прошлом стоял дольмен с площадкой, окруженной менгирами, у которого местные жители в XIX веке оставляли жертвенную пищу. Это весьма слабо исследованный и недооцененный ритуал, о котором мы еще поговорим. Возможно, речь идёт о задабривании злых духов, которые по поверьям черкесов (адыгов) обитают в каменных строениях и на кладбищах с каменными изваяниями. Примечательно, что имя Цыргъой, то есть место Цергоевых, идентично осетинской фамилии Цгоевых, которая на осетинском языке пишется аналогично. Большой интерес представляет сам способ захоронения убитых молнией людей в форме воздушного погребения, которое и сегодня еще можно встретить у зороастристов Индии и Ирана. После года высушивания мумию или скелет хоронили. Вероятно, такая форма обряда применялась и строителями дольменов, которые в дыру дольмена просовывали скрюченное в позе младенца тело в виде мумии. Считалось, что так вождь сможет переродиться в новом теле, а дольмен имитировал женское лоно и процедуру зачатия через закрытие пробкой отверстия в камне.

На этом серия постов про культы и обряды закончена. Спасибо всем читателями за лайки и комментарии!

______________________________________________________________________________________

Смотрите больше и читайте в социальных сетях:

# культы # традиции # религия # культура # кавказ # обряды # этнография