Мифология адыгов (черкесов). Часть 1

15 June 2018

Родная вера предков современных адыгов (черкесов) - адыгство - явление оригинальное и интересное. Одни называют его язычеством, другие формой друидизма. Но если присмотреться, адыгство включает в себя элементы каждого из этих верований, но в глубине отличается от всех известных форм. Можно смело сказать, что адыго-абхазский мир еще в древние времена выработал уникальное видение мироустройства, которое способно удивить своей глубиной даже Стивена Хокинга, мир его праху. Немалое удовольствие могли бы получить любители природы - адыгство ставило заботу о ней и баланс биосферы в категории высшего порядка. Вся эта система удачно сочеталась со строжайшей формой этических норм Адыгэ хабзэ, призванной держать в порядке высокую нравственность адыгского (черкесского) общества. Песенная форма передачи коллективной памяти через бардов-джегуако позволяла переносить истории из уникального мифологического эпоса нартов из поколения в поколения без серьезного искажения смыслов. Песенный такт не дает волю фантазии как это бывает с обычным рассказом. Тысячелетняя проповедь христианства и устоявшаяся в наши дни мусульманская религия так и не смогли вытравить из мировоззрения адыгов (черкесов) понятий адыгства. Они либо остались на бытовом уровне, либо смешались с нормами ислама в причудливом симбиозе.

Мифология адыгов (черкесов). Часть 1

К сожалению, этот материал является не точным и не отражает всей полноты адыгства. Проблема в том, что по этой теме написано множество противоречивых, а подчас и фальшивых материалов, многие переводы с адыгского (черкесского) языка выполнены в вольной трактовке, искажающей оригинал. Тем не менее, черты уникальной религии адыгов (черкесов) можно проследить по тем материалам, которые в общем совпадают и не противоречат друг другу.

О них читайте в серии статей о мифологии адыгов (черкесов).

Мифологический мир

У адыгской (черкесской) мифологии особенный взгляд на мир. Как правило, акты построения мира отражаются в конкретных сюжетах, но в адыгской (черкесской) мифологии этого нет. Душа и жизнь адыга (черкеса) в земном мире. Идеи служения духам и загробному миру отличны от идей мировых религий. И это затрудняло распространение мировых религий при наличии собственной, гармоничной и оригинальной этнической веры. Средневековые адыги (черкесы) видели мир через нормы "адыгства" - этической системы, обладавшей абсолютной властью. Она регулировала все области жизни и религиозное сознание. Близким примером может быть учение дао в Китае. Место религии, как духовной ценности отражает адыгская (черкесская) поговорка: - "Религию можно поменять, нельзя поменять нацию". Понимание себя на уровне принадлежности к этносу стояло выше, чем принадлежность к вере. Мифология адыгов (черкесов), сохранявшаяся в устном народном творчестве, в прошлом являлась главным источником культурных традиций. В адыгском (черкесском) нартском эпосе, присутствуют все элементы "Адыга хабзэ" - системы норм морали и этикета. Они касаются семейно-брачных отношений, свадебных обрядов, уважения к старшим, принципов гостеприимства, воспитания детей, отношения к женщине, к гостю и так далее. Характерно, что в цельном виде адыгство распространилось в горной Черкесии и на севере Абхазии. В местах, где была сильна народная власть. Хуже дело обстояло в княжеских землях - Абхазии, Кабарде, Темиргое, Хатукае, Бесленее. Бжедуги в этом плане занимали промежуточное положение.

Мифология адыгов (черкесов). Часть 1

Идеи появления мира - главная часть мифологии. В них проявляется система мифологии. Образование мира это не только процесс появления его основных составных частей - неба, земли, но и других элементов. Адыгской (черкесской) мифологии не известен акта сотворения мира. Нет мифов или сказаний о появлении неба и земли. Это не значит, что в ней отсутствует представление об образовании мира. В ней присутствуют отдельные акты образования, а не творения мира божественной волей. Важный элемент - символика связывания: узла, сети, паутины, сковывания льдом или «божественной веревкой». Сеть
- это символ единства мироздания, всех элементов мира. Это понятно из гимна «Нартыжь уэрэд» - «Песнь старых нартов», где Вселенная появилась от изначального вмешательства - строительства Сетью. Далее небо и земля проявляются на сети в виде бесформенной массы, не жидкой и не твердой, которая изменяется. Процесс этот выражен глаголом “пцIэн”, в значении “затвердевать” по отношению к чему-то бесформенному. Процесс появления гор, рек и лесов - это уже эпоха нартов, о чем поговорим ниже.

Мифология адыгов (черкесов). Часть 1

Мифологические места

Объяснение свойств различных частей мира связано с героями мифов. Именем красавицы Адиюх названа крепость у аула Хабез в Карачаево-Черкесии. В песнях содержится объяснение особенностей горы Ошхамахо (Эльбрус). Появление двух вершин этой горы связано с именем тхамады (старца) нартов Насрэн-Жаке, также известного, как Жаче или Длиннобородый. Как и Прометей, он был прикован к Ошхамахо за то, что в погоне за злым духом погоды и атмосферных явлений Пако, укравшим огонь у людей, посмел нарушить границы святой горы, обители верхнего мира. Его сердце клевал орел и потоки крови старца размыли гору, образовав две вершины. После принятия адыгами (черкесами) ислама, этот мотив подменили мусульманским библейским мотивом о Ноевом ковчеге, который раздвоил вершину Ошхамахо во время всемирного потопа. Иногда встречается версия, где Эльбрус заменен на Фишт, но она не выдерживает проверки. Гора Фишт считалась священной у адыгов (черкесов). "Белоголовый" по-адыгски, он почитался как дух мудрого старца, но его нет в эпосе о нартах, также как и священной горы равнинных адыгов-шапсугов - Папай. У соседей адыгов (черкесов) также есть легенды, похожие на историю Прометея – у абхазов это легенда об Абраксиле, которому помогал нарт Сасрыква (Созырко), у грузин легенда об Амирани.

Статуя Амирани, Грузия
Статуя Амирани, Грузия

Интересная история связана с горой Собер-Баш, которая также играла сакральную роль. Народные легенды связывали эту вершину с местом сборищ колдунов и ведьм. Среди суеверий адыгов (черкесов) важную роль играли гадальщицы и колдуньи, или удды. Гаданием занимались старухи, к помощи которых обычно прибегали несчастные влюблённые. Гадали на лопатке убитого домашнего животного. Согласно рассказу, одному князь предсказали, что в следующую ночь необходимо подготовиться к нападению врага. Аул в ту же ночь атаковал неприятелем. Гадальщики внушали уважение к их ремеслу, но адыги (черкесы) жестоко преследовали колдунов и ведьм. Удд считали злыми и истребляющими своих детей. Им могли быть мужчина или женщина. Поймать удда на месте преступления невозможно. Считалось что, они могли превращаться в собак, кошек, волков и делаться невидимками. Адыги-шапсуги верили, что удды в ночь с 30 апреля на 1 мая, собирались на вершине Собер-Баша. Они приезжали на гору на разных животных - диких и домашних. Отдав демонам отчёт о поступках, удды проводили ночь в пиршествах, пении и плясках. С рассветом, удды разлетались по домам с мешками, в которых лежали все блага земные или всё вредное человечеству. Болезни, которыми страдают люди весной, приписывали уддам.

Гора Собер-Баш
Гора Собер-Баш

Человек и мир

Важной частью мифологии являются идеи происхождения человека. Мифы о сотворении человека у адыгов (черкесов) не сохранились в прямом смысле, но представления о появлении человека сохранились в нартском эпосе. Например, нарты считаются предками людей. В понимании адыгов (черкесов) нарт и человек равнозначны. Серьезное место в мифах занимает понятие пространства и времени. Расстояние до края земли не преодолевает даже небесный кузнец Тлепш, который для этого изготовил железные обувь и посох. Они истерлись в пути и он не дошел до края. От середины мира, где живут нарты, расстояние известно не только до края земли, но и до неба, до того света. В рассказе “О том, как нарты хотели добраться до неба”, нарты стали друг на друга, на них поставили всё земное: великанов, карликов, животных, птиц, деревья, камни, но до неба не хватило кошачьего хвоста.

Мифология адыгов (черкесов). Часть 1

Невероятно большим является расстояние до подземного мира. Нарты, которые отправляются туда, испытывают голод и холод. У них также изнашивается железные обувь и посохи, а спуск в подземный мир так же долог и труден. В сказках упоминается другой легкий путь в подземный мир и обратно с помощью белых и черных баранов: белый баран проводник в мир земной, а черный - в подземный мир. Но возвращение из подземного мира происходит иначе. Это расстояние (сказание “Батыр, сын медведя”) герой преодолевает с помощью мифической орлицы. Для этого орлице пришлось лететь семь дней и семь ночей, съесть семь буйволов и выпить воду из семи бурдюков из шкур этих животных.

Батыр, сын медведя
Батыр, сын медведя

Heaven & Hell - мировое древо и календарь

В адыгской (черкесской) мифологии мир устроен в виде трех уровней древа жизни: верхний (ветви), срединный (ствол) и нижний (корни). Верхний мир населяют божества, птицы и фантастические существа, средний - люди, животные и растения, нижний мир - умерших и демонических существ. Нартский эпос включает в себя сюжеты путешествий в нижние миры, но в небо и на вершины гор герои не допускаются. Соединяет уровни мировое древо, которое символизирует стороны света, времена года, плодородие и так далее. Но древо не держит небо, как Атлант в греческой мифологии или мировой столб, а является воротами между мирами. В адыгской (черкесской) мифологии мировое древо - это огромная чинара (бжей). Дерево для адыга (черкеса) – не божество, а такое же близкое, почитаемое и любимое существо, как отец или мать для ребенка. Нарты, во главе с богатырем Бадыноко, преследуя дракона "бляго" с похищенной им свирелью, проникают в подземный мир через ствол мирового древа. Они спускаются, проникнув через предварительно сорванную верхнюю ветку древа. Земная часть мира постоянно возрождается, а в нижней части все безвозвратно исчезает, там царит вечная ночь. Часто почитание деревьев адыгами (черкесами) связывают с друидизмом. Но адыги (черкесы) никогда не имели языческих святилищ, а ритуалы совершали в рощах или лесах. При этом дары и жертвоприношения преподносили не деревьям, а духам, покровителям. Поэтому по отношению к адыгам (черкесам) уместно говорить не о поклонении деревьям, а об их почитании.

Тюльпановое дерево в пос. Головинка. Священное для адыгов (черкесов)
Тюльпановое дерево в пос. Головинка. Священное для адыгов (черкесов)

Небесный мир делится на семь сфер, что может указывать на влияние мусульманской традиции. Особых различий между сферами нет. Это мир чаще всего представлен горами. Например, Ошхамахо (Эльбрус), приравниваются к небу, которое по сути - ворота в мир Великого бога, различных духов и героев. Она и счастливый загробный мир для тех, кто соблюдал правила адыгства при жизни. Ошхамахо - это не адыгский (черкесский) Олимп, как может показаться, но врата в высшие сферы бытия. Небо или Ошхамахо посещают нарты, но редко - раз в год всего один нарт и только по приглашению сверху. Подземный мир, загробный, потусторонний не исключает существования там обыкновенных людей. Они живут там, потому что при жизни нарушали правила адыгства. Жизнь их, а также обстановка, не имеет отличий от земной. Например, люди подземного царства страдают от "бляго", который запрудил воды. Они же выручают героя, помогая ему собраться в далекий обратный путь в земной мир. Подземный мир, как и небо, делится на семь сфер без разницы между ними, кроме расстояния. Нарты попадают в подземный мир через ствол мирового древа или через яму на веревке, а в более отдаленные сферы - с помощью веревки или орлицы.

Мифология адыгов (черкесов). Часть 1

С Солнцем у адыгов (черкесов) связан календарь, по которому распределены астрономические события. Например, весеннее равноденствие или Новый год по адыгскому (черкесскому) календарю - 22 марта; летнее солнцестояние - 21-23 июня; зимнее солнцестояние - 22 декабря. С осенним равноденствием и сбором урожая связан праздник более поздней мифологии - Тхьэшхуэгухьэж (Единение с Великим богом Тха), который отмечают в первый четверг после осеннего равноденствия.

Древняя астрономическая обсерватория (пос. Анастасиевка, Туапсинский район)
Древняя астрономическая обсерватория (пос. Анастасиевка, Туапсинский район)

Продолжение - часть вторая.

Читайте также:

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Если вам понравилась публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь статьей в соцсетях. Поддержите проект "Кавказские истории", подписывайтесь на этот канал и следите за интересными и познавательными статьями из истории Северо-Западного Кавказа и культуры адыгов (черкесов).