Мифология адыгов (черкесов). Часть 3

Продолжаем серию статей о родной вере предков современных адыгов (черкесов). В первой части рассказ шел об основах основ, базисе мироздания и мироустройства в понимании адыгства. Речь шла о теории образования мира, о мировом древе и трехслойном устройстве всего сущего - среднего мира людей, подземного мира мертвых и небесного божественного мира. Вторая часть посвящена различным культам, нартскому эпосу адыгов (черкесов) и священным рощам. В этой статье речь пойдет о едином Боге адыгов (черкесов) - Тха и различных духах - покровителях погодных явлений, разных аспектов жизни людей и священных мест.

Великий Бог и христианские образы

Существует обоснованное мнение, что единственным божеством адыгства, является Тха (Тхьэ, Тхашхо, Тхьэшхуэ (букв. "Великий Бог") - создатель законов мироздания, правил Адыгства (Адыга Хабзэ). Тха предоставляет человеку познать эти законы и свободу выбора в своих поступках. Такой образ единого Бога помешал христианству и исламу пустить глубокие корни среди адыгов (черкесов). Христианские проповедники пошли на компромисс, когда убедились в силе Адыгства в обществе и придали Тха суть Библейского единобожия. Тогда появились иконы с ликом Тха, хотя он не имеет конкретного образа. Тха вездесущ, рассеян во Вселенной. Он помогает созданию и развитию мира, как источник знаний, а не созидатель. Тха - это вечная Вселенная сама по себе. В гимнах его называли - "тот, кого все просят, сам никого не просящий", "несуществующее умножающий", "на кого все надеются, сам ни на кого не надеется", "от кого дары исходят". Почитание Тха и просьбы к нему выражались через обряд Тхатлеу, молитвы и гимны. Руководство обрядов лежало на плечах жреца - Тхамада. Для проведения ритуала Тхатлеу, жители аула собирались в своей священной роще, которая в обычное время считалась запретной. Роща отмечалась символом в виде буквы «Т»

Кроме Великого Бога адыгство включало в себя духов, к которым люди обращались в разных жизненных ситуациях, помимо Тха, либо вместе с ним. Это хтонические существа, культурные герои, духи покровителей явлений природы, обращение к которым несло практическую цель. Духи помогали охоте, садам, появлению хорошей погоды, домашнему очагу, сельскому хозяйству и домашним животным, путникам, набегам и так далее. Проявлялись пережитки христианских обрядов, такие как обращение к Псатха (Псатхьэ) - аналогу «Святого духа». В адыгстве не было для него конкретного культа - его имя использовалось в некоторых молитвах в прямом смысле. К такому же явлению относится Уашхо (Уащхъуэ) - в буквальном переводе "Сине-зеленое небо", небесный свод. К нему обращались с клятвой «Сине-зеленым небом, кусочком сине-зеленого камня (клянусь)!». С небом связаны птицы и уафэрысхэр (букв. “небожители”) - редкие персонажи верхнего мира из Нартского эпоса, действия которых носят позитивный характер.

Величие молнии и духи общины

Особое место в адыгстве занимал дух Шибле (Щыблэ) - буквально «молния». У убыхов - Уашхва, у абхазов - Афы. Обряды, похорон убитого молнией, говорили не о силе «бога» Шибле, а о величественной стихии молнии и страхе человека перед ней. Смерть от молнии считалась отметкой Тха, убитого хоронили на том месте, где его поразила молния. На его могиле 7 дней проходил пир, а если погибло животное - 3 дня. Если молния била в дерево, то ему приписывали свойство исцелять лихорадки. Кусочек такого дерева зашивался в лоскуток материи и надевался больному на шею, остальная часть материи в виде цветных узелков привязывалась к ветвям. Убитый молнией считался святым, как и весь его род. В первой половине 15-го века путешественники описывали, как тело убитого молнией адыги (черкесы) клали в гроб и подвешивали на дереве. Возле дерева собирались родственники и соседи, делали жертвоприношения быками и баранами, а часть мяса раздавали бедным. Праздник продолжался по три дня ежегодно, пока труп совершенно не превращался в мумию или скелет. Абхазский дух Афы считался очень грозным. Он не прощал несоблюдения ежегодных жертвоприношений, малейшего непочтительного отношения к себе и проявления печали по убитому молнией. Считалось, что дух молнии, в мифологии абхазов, мог посетить ту или иную семью. Это проявлялось в умопомешательстве или другой болезни человека, в которого он вселился, если данная семья чем-то прогневала Афы.

Адыгская (мифология) включала в себя и других духов, похожих на домовых или леших славянской мифологии. Например, Ахын считался покровителем рогатого скота. Фамилия Тхагуакхо, в переводе «пастух божий», в известное время приводила в заповедную рощу Ахынову корову и привязывала к её рогам куски хлеба и сыра. Местные жители толпою сопровождали корову в рощу, после чего закалывали, разделяли мясо и пировали.

Из героических фигур нартского эпоса, наиболее почитаемым был небесный кузнец Тлепш, которому у адыгов и убыхов соответствовал общий культ покровителя кузнечного ремесла, очень уважаемого в народе. Праздновали его культ весной - делали возлияния на железном плуге (лемехе) и на топоре. После обряда веселились и отдыхали. Главной забавой была стрельба из винтовок в цель. В обряде чапщ, над кроватью больного или раненного человека поют песни, в которых призывается помощь Тлепша к его излечению. Кузня служила также местом для проклятий, очистительных клятв, омовения новорожденных и присяги. В день свадьбы невесту, когда она впервые переступала порог дома мужа, проводили «под железом», то есть скрещивали над её головою кинжалы для очищения её от грехов.

Духи природы

Дух покровитель охоты и лесов Мазитха (Мэзытхьэ) - результат превращения из женского образа духа Мэз-гуащэ ("Девы леса"). В эту же категорию входит Зекуатха (ЗекIуэтхьэ) - дух христианского Святого Георгия, покровителя путников, которого призывали на помощь перед набегами и дальними поездками. Мазитху молят о счастливом успехе охоты. Адыги (черкесы) представляли его верхом на кабане, у которого золотая щетина. По его воле олени и лоси собирались в лесах. В лесу адыги (черкесы) вели себя так, будто за ними кто-то наблюдает. Адыгство проявлялось не только в бережном отношении к растениям и животным, но и в поступках. Деревья воспринимались, как одушевленные существа. К ним относились уважительно и перед тем как срубить, просили прощения. За каждое срубленное дерево полагалось посадить три взамен. В случае несоблюдения этих правил духи леса могли разгневаться и повлечь уничтожение всего рода.

Покровителем земледелия считался дух Созерис. Пришествия его ожидали и праздновали ежегодно в марте. В наше время этот день считают адыгским (черкесским) Новым Годом, что не соответствует сути праздника. К этому дню в дом приносили ветку дерева из дуба или боярышника с семью обрубками веток. На обрубки ставили свечи из жёлтого воска, вешали пирожки и кусочки сыра. Мужчины молились с непокрытой головой. Созериса почитали мореплавателем и ожидали со стороны моря.

К водным духам также причисляли Хепегуащэ - "дева вод морских", чей культ праздновали ежегодно летом у берега моря. После молитвенных обрядов, плясали круговой танец - удж. Псыхогуащэ (Псыхъуэ-гуащэ) - "дева вод речных", русалка, которой молились о дожде, чаще всего весной. В качестве ритуала, молодежь обливала друг друга водой и плескалась в воде до тех пор, пока не наскучит. Покровителем Черного моря являлся Кодес, которого адыги (черкесы) представляли в виде рыбы. Считалось, что он удерживает море в пределах берегов.

Имелись в адыгстве культы духов покровителей скота. Емишь, покровитель овец, для него существовал специальный праздничный день впуска баранов в стадо. Хятегуащь - дева покровительница садов. Хакусташ, которого адыги натухайцы и шапсуги почитали народным хранителем, а также покровителем пахотных волов. Мерием - покровительница пчеловодства. Только у абхазов некоторыми авторами засвидетельствован дух покровителя воровства и разбоя под именем Эйрих-Аацных ("видящий всё днём и ночью"). Молились ему только воры и разбойники, а в жертву приносили четыре конических хлебца.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Читайте также:

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Если вам понравилась публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь статьей в соцсетях. Поддержите проект "Кавказские истории", подписывайтесь на этот канал и следите за интересными и познавательными статьями из истории Северо-Западного Кавказа и культуры адыгов (черкесов).