Сказ о том, как турки Волго-Донской канал построить пытались

12 July 2018

Казань брал, Астрахань брал... Все помнят эту фразу царя Ивана Грозного из замечательного Советского фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Для Московского царства 1550-х годов это был серьезный прорыв. Фактически претензия на полноценное наследие Золотой Орды. И хотя последняя к тому времени уже давно испустила дух, далеко на юге процветала мусульманская держава, считавшая себя покровителем всех мусульман - Османская империя. Захват иноверцами потенциальных союзников, а также появление русской угрозы Кавказским и Крымским владениями, очень разозлил османского султана Селима Второго, по прозвищу Пьяница.

Селим Второй
Селим Второй

Да-да, Пьяница, или Блондин. Правда Селим не страдал запоем, а всего лишь любил вино. Но даже небольшое пристрастие к спиртному в мусульманском мире осуждалось. Селим давно испытывал неприязнь к России из-за военного союза Грозного с кабардинским князем Темрюком и появления казачьих крепостей по Тереку и Сунже. А тут такой повод - русские перехватили торговые и паломнические пути на Волге. В то же время, недовольные московским присутствием в Кабарде про-турецкие князья, уговаривали крымского хана Девлет-Гирея Первого начать войну и прекратить Кавказскую экспансию Грозного.

Девлет-Гирей
Девлет-Гирей

После долгих размышлений, в 1568 году султан Селим и его великий визирь Мехмед Соколлу, решили в союзе c Крымским ханством устроить поход на Астрахань, ставшую узлом обороны русского государства в регионе и крупным торговым центром. Хитрый визирь еще при жизни предыдущего султана Сулеймана Великолепного задумал этот поход в 1563 году. Именно тогда у него возникла мысль сделать Астрахань мощным турецким центром для контроля над торговыми путями и в качестве базы для разгрома Иранских Селевкидов с севера.

Сказ о том, как турки Волго-Донской канал построить пытались

С древних времен между Доном и Волгой существовала Волгодонская переволока - торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта еще с хазарских времен (первое тысячелетие нашей эры). Мехмед предложил прорыть по ней канал силами османского войска, чтобы пустить турецкие корабли из Черного в Каспийское море.

Сказ о том, как турки Волго-Донской канал построить пытались

Селим Второй приказал крымскому хану Девлет Гирею начать подготовку экспедиции. Мехмед Соколлу назначил начальником экспедиции знатока региона бейлербея (наместника) Кафы (ныне Феодосия) - черкеса Касим-бея известного также, как Касим-паша. Первая проблема экспедиции вскрылась уже на этом этапе - Девлет Гирей первое время всячески саботировал подготовку и пытался отговорить султана от похода. Он понимал, что в случае успеха Крымское ханство окончательно потеряет самостоятельность. Однако, успешные военные действия Москвы в Ливонской войне и помощь кабардинцам испугали его больше и он передумал. 31 мая 1568 года начался Астраханский поход, а с ним и первая русско-турецкая война.

Мехмед Соколлу
Мехмед Соколлу

Турки собрали войско примерно в 20 тысяч солдат (15 тысяч янычары), к нему присоединили кавалерию крымских татар и ногайцев в количестве 5 тысяч всадников. За армией воинов шла армия строителей - 30 тысяч рабочих из городов Кафа, Балаклава, Тамань и Мангуп, собранных для рытья канала. Турки планировали захватить Астрахань, устроить там крепость и прикрывать ею великую стройку. Объединённое крымско-турецкое войско, подкреплённое гребными судами, выступило от Азова и поднялось вверх по Дону до Переволоки на реке Царица. Две недели понадобилось туркам для оценки масштабов работ и опасности потери рабочих под ударами русских войск, после чего стройку решили приостановить и вернуться назад. Караван тяжелых судов, на которых доставлялось снаряжение, по сухопутному каналу перенести к Волге не удалось. Предполагалось, что они проплывут по новому каналу.

Сказ о том, как турки Волго-Донской канал построить пытались

В это время в ставку турецких войск явились послы от астраханских татар и ногайцев, обещавшие предоставить им на Волге и Каспии свои суда, если они освободят Астрахань от власти русских. Касим-паша пошел ва-банк. Он отправил большую часть войска в Азов, а сам с 12 орудиями направился к Астрахани. Для защиты крепости Иван Грозный отправил князя Петра Серебряного с лёгкой конницей, а Касиму послал дары, склоняя его к миру. Касим принял дары, целовал Иоаннову грамоту, но через четыре дня вместе с Девлет-Гиреем остановился ниже Астрахани у Городища, где их ждали с судами астраханские изменники и ногаи. Началась постройка турецкой крепости в Городище, и осада Астрахани, которая быстро прервалась из-за голодного бунта в войсках и появления русских войск.

Сказ о том, как турки Волго-Донской канал построить пытались

Наступление холодов привело к дезертирству в войсках. Начались проблемы со своевременной оплатой труда рабочих. Снабжение османской армии также было недостаточным - не хватало пушек и людей. Через некоторое время общее недовольство рабочих передалось и солдатам, осаждавшим город, выражаясь время от времени в беспорядках. Первыми взбунтовались янычары, которые отказались зимовать в Поволжье. Испуганный Касим-паша ночью бежал, оставив в арьергарде войско крымского хана. 26 сентября осаду Астрахани, как и работы по постройке канала, пришлось прекратить. После десятидневной стоянки турецкая армия начала отступление к Азову.

Сказ о том, как турки Волго-Донской канал построить пытались

Из-за опасности пленения русскими войсками, отступление шло по безводным степям Ставропольского края - «кабардинской дорогой». Турки несли большие потери от голода, недостатка воды и начавшихся эпидемий. На Дону их атаковали казаки. В итоге, в Азов вернулось всего 700 солдат. В это же время османский флот оказался практически полностью уничтожен сильным штормом около крепости Азов. Остатки турецкой армии так и не смогли вернуться в Турцию.

Сказ о том, как турки Волго-Донской канал построить пытались

Весной 1570 года послы Ивана Грозного заключили в Стамбуле договор о ненападении, который восстанавливал добрососедские отношения между султаном и царём. На следующий год Девлет-Гирей сжег Москву и разграбил окрестности, чем запустил процесс ликвидации опричнины. Идея Волго-Донского канала на долгие 400 лет оказалась неосуществимой и только в 1952 году идею канала впервые воплотили в жизнь в Советском союзе.

Сказ о том, как турки Волго-Донской канал построить пытались

Читайте также:

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Если вам понравилась публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь статьей в соцсетях. Поддержите проект "Кавказские истории", подписывайтесь на этот канал и следите за интересными и познавательными статьями из истории Северо-Западного Кавказа и культуры адыгов (черкесов).