7 любопытных картин из азиатской Третьяковки

08.11.2017

Вчера наконец доползла до местной Третьяковки. Называется Национальная галерея — главный художественный музей страны, стало быть. История страны стала более или менее осознанной всего 200 лет назад (с установлением британского господства), поэтому и живопись представлена примерно за этот период.

Билетик — наклейка, которую можно укрепить на одежду, сумку или любой аксессуар.
Билетик — наклейка, которую можно укрепить на одежду, сумку или любой аксессуар.

Галерея огромная — шесть этажей. Я успела внимательно обойти половину первого этажа. Поэтому рассказ будет в основном про эту часть экспозиции.

Итак само здание. Построили его британцы для разных нужд присутственных мест, в частности, например, для суда. Отделку помещений и даже часть интерьеров этих помещений сохранили и разместили коллекции прямо в них.

Само здание состоит из двух частей: старая часть с ротондой и более новая — с колоннадой. Выглядит здание вот так.

Фотография с официального сайта галереи
Фотография с официального сайта галереи

На основе архитектурных форм придумали элегантный логотип. Это довольно распространенный ход в брендинге культурных учреждений, но тут мне реализация особенно понравилась — прекрасный пример азиатской минимализма.

В интерьере использована историческая модель стула (1939 год), какие использовались, когда в этом здании работали чиновники. Вдохновленные этим дизайном, сделаны несколько вариантов стульев и скамеек из современных материалов и выкрашенных с современной геометрией.

Слева оригинал, справа — оммаж.
Слева оригинал, справа — оммаж.

Итак, сама коллекция живописи. На первом этаже, на том, который сумела охватить, историческая часть — где-то с середины 19 по середину 20 века. Художники местные и колониальные. И работы совершенно удивительные. Колониальные художники, ясное дело, восторгались местными природными красотами и этнографическим колоритом. Местные художники использовали те же темы, но ещё и под сильнейшим, как мне показалось, западным влиянием. Каких там только вдохновений я ни встретила.

Слева — местный живописец, справа — Поль Сезанн.
Слева — местный живописец, справа — Поль Сезанн.
Слева — местный живописец, справа — Анри Матисс.
Слева — местный живописец, справа — Анри Матисс.
Слева — местный живописец, справа — Андре Картье-Брессон.
Слева — местный живописец, справа — Андре Картье-Брессон.

Вот это удивительная работа, конечно. Она выполнена в технике китайской акварели, а сюжет и, главное, композицию использует очень европейскую.

Слева — местный живописец, справа — Амадео Модильяни.
Слева — местный живописец, справа — Амадео Модильяни.
Слева — местный живописец, справа — Марк Ротко.
Слева — местный живописец, справа — Марк Ротко.
Слева — местный живописец, справа — Сера.
Слева — местный живописец, справа — Сера.

Остальные залы я пробежала бодренько и просто составила впечатление, за чем можно было бы вернуться. Есть немного каллиграфии.

Такие гигантские свитки называются какемоно. Кстати, они пришли в европейскую культуру в виде рекламных баннеров и даже сохранили свое название.
Такие гигантские свитки называются какемоно. Кстати, они пришли в европейскую культуру в виде рекламных баннеров и даже сохранили свое название.

В зале с соцреализмом меня привлекла такая картина. И привлекла датой создания; 1976 год, изображено строительство какого-то моста. По законам жанра картина должна была быть написана более или менее с натуры (например, с нескольких разных натур). Посмотрите на высотки на заднем плане. В 1976 году в Сингапуре это уже было привычным городским пейзажем.

Год создания — 1976.
Год создания — 1976.

Пара этажей посвящена современному искусству, оно также как во всем мире — тут уже глобализация постаралась.

Вот объект, который, на мой взгляд, попал в музей по какому-то странному стечению обстоятельств — это простая оптическая иллюзия. Надо встать в определенное место зала, и будет виден стул. Я нарочно сделала фотографию с высоты своего роста, чтобы показать, что части стула расположены так, что, чтобы они собирались в единый стул в высоты среднего азиатского роста. Соответственно, мне, чтобы увидеть этот стул, пришлось полуприсесть и отклячить попу.

И вот ещё удивительная история. На Всемирную выставку в Венеции сингапурский художник предложил ответи Мерлиона. Мерлион — это мифическое существо, полурыба-полулев, придуманное и разработанное в шестидесятые годы по заказу премьер-министра Ли Куан Ю в рамках программы развития туризма. Сейчас большая статуя-фонтан Мерлиона стоит на берегу залива, в самой туристической точке Сингапура. Так вот, министерство культуры (или кто там ответственен за Мерлиона) запретило вывозить статую. Тогда этот художник организовал на месте, предназначенном для Сингапурского павильона на выставке в Венеции, строительство гигантсского общественного туалета — вместо павильона. Получилось такое высказывание в духе современного искусства. А на фотографии — газетная статья об этом.

Слева — вид Мерлиона сзади.
Слева — вид Мерлиона сзади.

На крыше галереи — замечательная смотровая площадка. Думаю, на неё вполне можно пройти и безо всякого билета — никто не проверяет. Ну и как я уже говорила, в галерее несколько элегантных ресторанов и бар с верандой. Рестораны, что характерно и ожидаемо, я исследовала заметно раньше, чем основную экспозицию, хехе.

Вид с галереи.
Вид с галереи.