Русский мальчик в китайском детском саду

Через месяц после переезда в Сингапур из Москвы я нашла подходящий детский сад для своего сына. Я подробно рассказываю об этом в статье «Как я искала и выбирала детский сад в Сингапуре».

Около полутора месяцев нам с сыном понадобилось, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Не могу сказать, что процесс полностью завершен, но большая часть уже явно позади.

Итак, мой русскоязычный сын пошел в китайский детский сад Maple Bear. Это международная сеть садов (или как они называются за пределами России — preschool — то есть учреждения дошкольного образования), с большим количеством филиалов в южной Азии. По цене этот сад выше среднего, но не самый дорогой. 

Размер групп

Дети разделены по группам по возрасту. Сын попал в группу тех, кому в этом году исполняется 3 года (ему сейчас 2 года 7 месяцев). В группе 12-15 человек, трое воспитателей и две помощницы. То есть по одному взрослому на троих деток. Основной язык общения — английский. Одна из воспитательниц специализируется на китайском, каждый день во второй половине дня проводит занятия китайского языка (с утра — занятия по английскому) и в общении с малышами старается использовать больше китайского. Нашу китайскую воспитательницу зовут Хо Лао Ши, где слова Лао Ши обозначают учитель (из них слово «лао» означает «старый», например, как в имени Лао Цзы — основателя учения Дао и религии даосизма). Хо Лао Ши — любимца моего сына. Но справедливости ради надо сказать, что кажется, он не вполне четко отличает её от другой любимицы — помощницы Сэм, по крайней мере на фотографиях он их иногда путает.

Пространство

Сад занимает один этаж круглой башни. Перед дверьми — стеллаж для обуви (ячейки именные) и парковка для колясок. При входе — ресепшн, диванчик для родителей и стена почета с регалиями. Вход в основную зону — через маленькие ворота с замком от малышей. В центре башни — огороженная стекленным цилиндром огромная площадка с горками, батутом, качелями, дорогой для беговелов и скалодромом. По периметру от площадки — помещения для групп. Эти помещения отделены друг от друга не стенами, а перегородками из стеллажей высотой примерно чуть выше пояса взрослого человека. На стеллажах — игрушки и детские вещи. Среди закрытых помещений — кабинет администрации, кухня, санузел и спальня для малышей (в саду есть ясли с трех месяцев). Каждая группа занимает сектор. Группы названы по книжным героям: есть Голодная Гусеница (помладше), есть Доктор Зойс (постарше), мой сын ходит в группу Кролика Питера из сказок Беатрис Поттер. Сама территория группы разделена на игровую зону и зону со столами — тут рукодельничают и едят. Се

Вход в группу
Вход в группу

Сон

Как организован сон в саду. На время сна из большого шкафа достают маленькие матрасики на коротких ножках. Постельное белье родители приносят из дома (в понедельник отдаем чистое, в пятницу забираем использованное). Окна закрывают рулонными шторами, матрасики расставляются прямо в группах, там малышки и спят.

Занятия

Есть музыкальное занятие (есть даже музыкальная комната с настоящим пианино) — сын уже начал петь китайские песни, хотя утверждает, что «это не слова». Есть какое-то организованное рукоделие. Есть занятия по английскому алфавиту — по конкретной книге, где каждую букву изучают неделю со всевозможными обыгрываниями. Есть занятия, которые я назвала бы естествознанием — смотрели как прорастает замоченный горошек, как в земле ковыряются дождевые черви, высаживали в горшочки какую-то траву — все на реальном материале, не на картинках. Один раз за два месяца был waterplay — игра в воде. Прямо в помещении сада наполняют водой несколько надувных бассейнов глубиной по колено (ребенку) и дают поплескаться. Заранее просят приносить плавки.

Еда

В садике организован завтрак, обед и полдник (называется Tea). Директриса может выдать меню на месяц по запросу. Еда обыкновенная, без аллергенов, ну почти. При поступлении у нас явно спросили про аллергии — это учитывается. Я явно попросила предлагать моему сыну по две порции, тк сами порции маленькие.

Общение с родителями

На данный момент у нас есть группа в What’s App, в которой состоят все воспитатели, директриса и мы с супругом. Первое время мы переписывались каждый день. Теперь только по мере надобности. Ещё есть бумажный блокнот — communication book, где тоже есть переписка, но уже на более философские темы. Например, я прошу Хо Лао Ши писать мне фразы, которые она говорит моему сыну — чтобы я тоже могла понимать, если он станет употреблять их в речи. А такое уже было. Где-то через месяц после начала сада он удивил нас китайской просьбой сходить в туалет. Кроме этого там есть табличка на месяц, где воспитатели каждый день отмечают в соответствующих графах, сколько порций еды съел ребенок, сколько он спал и не случилось ли происшествий, связанных с недобеганием до туалета.

Страницы из communication book
Страницы из communication book

У сада есть группа в фейсбуке, куда регулярно выкладывают фотографии, а мы, конечно, с удовольствием лайкаем. https://www.facebook.com/maplebearhavelock/

И ещё в стадии тестирования находится приложение для родителей, видимо, перейдем на него взамен communication book и What’s App.

Язык

Здесь растят билингв, и это не считается чем-то из рядя вон выходящим. На данный момент мой сын не говорит ни по-английски, ни по-китайски. Хотя по-английския явно понимает — это видно, где учителя общаются с ним при мне. Возможно, по-китайски тоже уже понимает =) Я жду накопления словаря до критического количества, когда молчать будет уже невозможно, и слова польются сами по себе. Именно так было с русским языком. Севик долго молчал, а потом в одночасье, в один день заговорил, да не просто заговорил, а начал выступать с речами, достойными Черчиля, и теперь уж не остановить.

Дети в группе

Когда я выбирала сад, мне было важно, чтобы в группе были не только китайские дети, а теперь я понимаю, что такие смешанные группы, где есть и европейцы, и китайцы, и малайцы, и индийцы — это прекрасная профилактика бытовой ксенофобии. Около месяца назад во всех сингапурских учебных заведениях был праздник — National Harmony Day — День национальной гармонии, что ли — мероприятие, призванное показать разнообразие этнических культур в Сингапуре. Всех деток попросили прийти в национальной одежде и принести национальную еду. У нас в гостях гостила бабуля, так что наши блины были самые вкусные. А рубашку-вышиванку на ребенка трех лет в Сингапуре достать вообще не проблема — достали!

Словом, садом мы в целом довольны — посмотрим, как дальше будет.