История ювелирного искусства: Безымянные мастера

Безымянные мастера
Кто же были эти умельцы, где и как они жили? Увы, большинство из них личного клейма не имели, и потому авторство изделий установить весьма тяжело. Если вдруг повезет найти среди фамильного серебра изделие с пробой 12 — значит, оно произведено еврейскими мастерами в Польше и Литве где-то до середины позапрошлого века. Позже у местных ювелиров уже не было прав даже ставить пробу. Изделия ремесла из маленьких местечек отправляли в крупные города и там их клеймили.
В средневековых польских и немецких городах евреев не принимали в цеха — они и селились сначала в местечках-штеттлах, и только потом самые удачливые перебирались в крупные города.
Из сухих цифр российских переписей видно, что среди традиционных занятий еврейского населения выделялись ювелирное дело и изготовление молитвенных и культовых предметов. Тому есть веская причина. В недалеком прошлом считалось, что занятие ремеслом унижает достоинство еврея из «хорошего дома». Но это касалось портняжества, сапожников, обработки стекла, а вот профессия писца свитков Торы или ювелира считалась делом почётным и доходным. Поэтому и возникли целые династии мастеров ювелирного дела, состоятельные кланы «поставщиков двора его Императорского Величества», и более скромные, обеспечивающие средний класс «ашкена-зов». Не умерло это мастерство и во второй половине XX века: недаром даже в СССР лучшими мастерами по золоту и серебру считались лица с 5-й графой.
Сейчас они, наследники еврейских ювелиров, уже в большинстве своем или умерли, или уехали за границу, где и создают свои ювелирные шедевры и успешно ими торгуют.